«Он сказал: «Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!» (Сура «Марьям», аят 46)
Человек, сотворенный для служения Аллаху, никогда не находился на земле без присмотра. Дееспособный человек после достижения совершеннолетия обязан служить своему Господу. Для исполнения этого долга человеку не только даны разум и воля, но и посредством пророков и ниспосланных им аятов указан путь к истине. Путь, ведущий к служению Аллаху, назван «хидаят», истинный путь, а путь, который уводит человека от рабского служения своему Господу, называется заблуждением.
Истинный путь, который проходит через поклонение Аллаху, приводит человека к счастью в земной жизни и в ахирате. Великий Господь, сотворивший нас с этой целью, через Своих пророков довел до нас Свои указания, целью которых является установление правильных отношений людей со своим Создателем, а также между собой. Ведь человек, не достигший нравственной зрелости и не обладающий сознанием своей ответственности неблагодарен и эгоистичен. Он жаждет богатства и славы, предается вожделению. Его натура постоянно толкает его к злодеяниям. Он нетерпелив, и поэтому предпочитает земные утехи, а заботу о душе оставляет на заднем плане. При обладании благами, он становится распущенным, а при горести и бедности, предается безнадежности и отчаянию.
Сыну человеческому даны такие отрицательные качества не для того, чтобы он спотыкался об них, а чтобы смог преодолеть их в себе благодаря разуму и воле, и выдержал испытание, сделав выбор в пользу добра. Для этого Всевышний Аллах дал человеку кроме перечисленных выше отрицательных качеств, также способность мыслить и принимать решения, учиться и запоминать. Он научил его различать добро и зло, истину и ложь, насилие и справедливость. И все это Он поддержал откровением. Таков смысл следующих коранических аятов:
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее»(Сура «Шамс», 91:7-10).
«Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и двумя устами? Разве Мы не повели его к двум вершинам?» (Сура «Белед», 90:8-10).
Еще первому человеку Адаму (а.с.) Всевышний Аллах поручил пророческую миссию и дал ему откровение, чтобы первые люди не стали заблудшими. И после него Господь не оставлял человечество без пророков и откровения.
Поэтому человек обладает свободой выбора истинного пути (хидаята) или заблуждения. И этот выбор пути происходит в свете откровения, с использованием разума и воли.
Человек, избравший истинный путь (хидаят), несомненно становится кандидатом на то, чтобы заслужить Рай и вечные воздаяния Аллаха. Даже ангелы завидуют такому человеку.
А тот, кто избирает путь заблуждения, тот наносит себе ущерб и убыток, как было сказано в приведенном аяте. Аллах Тааля желает, чтобы каждый избрал путь хидаята, и постоянно дает об этом наставления. Уже на первой странице Корана, в ежедневно и многократно читаемой во время намазов суре «Фатиха», наш Господь в виде дуа учит нас выбору пути, по которому нам следует двигаться:
«Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» (Сура «Фатиха», 1:6-7).
Аллах также научил тех, кто придерживается истинного пути, произносить дуа таким образом: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий!»(Сура «Али Имран», 3-8).
Те, кто выбирают хидаят и идут прямому пути (сыйратуль-мустаким), в День воскресения будут собраны вместе с удостоившимися особой милости Аллаха пророками, праведниками и павшими на пути Аллаха. (Сура «Ниса», 4:69). Для них не будет тревоги и страха в этом мире, в момент смерти, в могиле и на площади Махшар, везде их будут сопровождать ангелы, которым Всевышний Аллах даст особое поручение поддерживать их. (Сура «Фуссилат», 41:30).
А вот некоторые неправильно используют свободу воли, как об этом сказано в аяте: «Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным» (Сура «Инсан», 76:3). Такие люди были во все времена. Они становятся пленниками своих плохих наклонностей и услады скоротечной земной жизни предпочитают вечному счастью и блаженству. И такое искушение является частью земного испытания.
Так, несмотря на все старания нашего Пророка (ﷺ), обладание иманом не выпало на долю его дяди Абу Талиба, который был для него словно щитом против всех бед. Пророк Нух (а.с.) не смог привести к хидаяту свою жену, с которой делил одну постель. А пророк Ибрахим (а.с.), несмотря на все свои старания, не смог поставить на путь истинный своего любимого отца, который вырастил его. Да к тому же отец грубо прогнал его и угрожал ему смертью. Все это произошло потому, что сердца должны сами захотеть хидаята, и в этом кроется одно из тайн испытания, которое можно выдержать только пи таком условии. Пусть Господь не отдалит от истинного пути нас и наших близких.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!