Тайные беседы: что сказано о них в Коране

«Разве ты [о Мухаммад] не видишь, что Аллах знает все, что на небесах, и все, что на земле? Если трое беседуют тайно, то Он среди них – четвертый. А если их пятеро, то Он шестой. Больше их [шести] или меньше [сколько бы их ни было] – Он всегда с ними [видит их, слышит и знает о них все], где бы они ни были. Затем в Судный день Он сообщит им обо всем, что они делали [в земной жизни]. Поистине, Аллах знает обо всем [тайном и яв- ном]» (Аль-Муджадаля, 7).

Всевышний Аллах сотворил нас в человеческом облике, дал нам разум, волю, свободу и ответственность. Он направил нам послания через пророков. Чтобы мы могли понимать, объяснять направленные в наш адрес божественные послания, могли направлять свою жизнь в русле Его довольства, наш Господь одарил нас рядом способностей, прежде всего способностью к речи и сообщил нам, что подвергнет нас испытанию в нашей мирской жизни. Речь – это всего лишь одно из несметных благ, которыми одарен человек. За каждое благо есть своя благодарность. Точно также имеется ряд правил, которые необходимо соблюдать при хорошем и значимом разговоре.

Следуем Сунне: 6 правил общения в чатах для мусульман
Сегодня дистанционно мы выходим на связь уже не с отдельными людьми, но с целыми виртуальными коллективами. Чатов, объединяющих людей по каким-то признакам, сегодня большое множество. Но каждый ли знает, как правильно себя в них вести?
25.10.2019
6088

В свете некоторых событий времен нашего Пророка (с.а.с.), в приведенном в качестве темы аяте и в последующих аятах была разработана часть основных принципов нашей религии в сфере вероубеждения и нравственности. В них также приведены примеры для формирования мусульманами правил этикета в соответствии с этими принципами. Если мы проследим те положительные изменения, которые возникли за период от начальных аятов с первым повелением Корана «Читай!» до ниспослания этого аята, сможем лучше понять, насколько успешной была деятельность нашего Пророка (с.а.с.) по распространению религии.

В начале аята Всевышний Аллах задает вопрос: «Разве ты не знаешь?» и тем самым привлекает наше внимание к важным вопросам соблюдения правил приличия и подчеркивает их значение для обеспечения общественного спокойствия и для установления добросердечных и уважительных отношений между людьми. Первый из вопросов, который здесь рассматривается, касается тайных встреч нескольких человек и тех разговоров, которые они ведут среди людей шепотом.

Слово «неджва», имеющее значение «разговор шепотом», встречается в 13 аятах Корана. Если исходить из этих аятов в целом, то тайная беседа сама по себе не является запрещенным действием. Оценивать неджва нужно в зависимости от того, о чем и с какой целью шел тайный разговор. Хотя некоторые муфассиры и выражали мнение о том, что запрет касался лишь тайных разговоров во время собраний, проводимых достопочтенным Пророком (с.а.с.), все же данное обстоятельство затрагивает и в целом всех мусульман. Именно такой вывод можно сделать, если рассмотреть данный вопрос в совокупности всех аятов. Ведь Всевышний Аллах находится ближе к человеку, чем его собственная яремная вена. Он знает любые скрытные разговоры и секретные шептания, слышит все звуки, издаваемые всеми живыми и неживыми существами во Вселенной.

В этом аяте особо подчеркнут принцип веры в безграничность знаний Аллаха, составляющий одну из основ ислама. А в продолжении аята содержится положение, касающееся тех, кто сомневается в безграничности знаний Аллаха: «... Затем в Судный день Он сообщит им обо всем, что они делали [в земной жизни]. Поистине, Аллах знает обо всем [тайном и явном]».

Всевышний Аллах наилучшим образом слышит, видит и знает все. Ни одно дело, совершаемое скрытно или открыто, не останется неведомым Аллаху. Таково одно из обстоятельств, которые можно вывести из рассматриваемой темы. Наш Господь является обладателем способности говорить. И как отражение этого атрибута, Он дал всем существам способность говорить и поминать Аллаха. Все существа во Вселенной славят Аллаха на своем языке, хотя мы не понимаем их славословия.

Предоставленные человеку способности говорить, видеть, понимать и. т.д. ограничены определенными рамками. И наша ответственность пропорциональна нашим возможностям. К примеру, данная человеку способность слышать имеет верхнюю и нижнюю границы звукового диапазона, за пределами этих границ мы не можем ни услышать другого человека, ни сказать ему что-либо. Поэтому следует знать об ограниченности своих способностей Аллахом и помнить о том, что нам придется держать ответ за правильное использование благ, которые Он нам даровал. Предадимся Аллаху и покаемся за грехи, совершенные нами при использовании этих способностей.

Как именно будут взвешиваться наши деяния на весах в Судный день?
По поводу того, что поместят на чаши весов, существуют три точки зрения...
30.11.2020
5965
Социальные комментарии Cackle