Сура «аш-Шамс», ниспосланная в Мекке, рассказывает историю пророка Салиха (а.с.), который был отправлен к неверному народу самуд.
Мекканская сура была названа «Солнце» по той причине, что Аллах в ее начале поклялся солнцем и его утренним сиянием. Имам аль-Бухари, как и некоторые другие ученые, называл ее «Клянусь солнцем и его утренним сиянием». Некоторые ученые были против того, чтобы давать сурам определенные названия, поэтому они выбирали в качестве названий тексты первых аятов.
К достоинствам коранических сур обычно относят сообщения, в которых говорится, что за чтение те или иных сур дается определенная награда. Таких достоверных сообщений относительно суры «аш-Шамс» нет.
Однако есть некоторые комментария Пророка (с.а.с.) об этой суре. Сообщается, например, что когда он читал слова: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик, и внушил ей порочность ее и богобоязненность!», он обычно говорил: «О, Аллах! Внуши моей душе богобоязненность и очисти ее, ведь Ты – Лучший из очищающих, Покровитель душ и их Защитник!»
Также приводится в одном достоверном хадисе история о том, как Пророку (с.а.с.) пожаловались на Му'аза ибн Джабаля (р.а.), который долго проводил коллективные молитвы в своем племени. Подозвав к себе Му'аза, Пророк (с.а.с.) сказал: «О, Му’аз! Ты что, искуситель?! Ты что, искуситель?! Читай суры «Славь имя Господа твоего Высочайшего…», «Клянусь ночью, когда она покрывает…» и «Клянусь солнцем и его утренним сиянием…».
Всевышний Аллах начал эту суру с семи клятв:
«Клянусь солнцем и его утренним сиянием! Клянусь луной, когда она следует за ним! Клянусь днем, когда он делает его (солнце) ясным! Клянусь ночью, когда она скрывает его (солнце)! Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг! Клянусь землей и Тем, Кто ее распростер! Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей порочность ее и богобоязненность!» (аш-Шамс, 1-8).
Известно, что в Коране Аллах клянется Собой только в семи местах, а все остальные клятвы в Писании – клятвы творениями. Шариат запрещает нам клясться кем-либо, кроме Всевышнего, однако это предписание распространяется только на людей.
Имам аз-Замахшари (р.а.) писал, что для клятв Аллаха в Коране характерна связь между их предметом и объектом. Иными словами, Аллах клянется определенными творениями, указывая на их величие и значимость, и все это с определенной целью. Например, чтобы обратить внимание человека на предмет клятвы.
В суре «Солнце» предметом клятв Всевышнего Аллаха является важность воспитания своей души и очищения ее от грехов.
Всевышний говорит:
«Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)» (аш-Шамс, 9-10).
В этих аятах говорится о человеческом нафсе, который по своей природе склонен к ослушанию и порочности. Аллах сообщает, что истинного преуспеяния в обоих мирах достигнет лишь тот, кто сможет подчинить свой нафс велениям Аллаха и Его посланника.
И, наоборот, тот, кто подчинился страстям своего нафса и стал его покорным рабом, понесет великий урон. В Судный день он воскреснет униженным и разочарованным в своей грешной жизни, а концом его пути станет Геенна.
О важности быть хозяином своему нафсу Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Я со своим нафсом – как пастух со своим стадом: если он собирает его с одной стороны, то оно разбредается с другой. Того, кто умертвил свой нафс, завернут в саван милости и погребут на земле достоинства, а того, кто убьёт своё сердце, завернут в саван проклятия и погребут на земле наказания».