Согласно сообщению, переданному Ибн Мардуей от Ибн ‘Аббаса и Ибн аз-Зубайра радыяллаху ‘анхума, это мединская сура. Даххак говорил то же самое.
Однако согласно тому, что передал Абу Джа‘фар ан-Наххас от Муджахида рахимахуллахи, а тот – от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, сура была ниспослана в Мекке, кроме ниспосланных в Лучезарной Медине трех аятов (или четырех аятов согласно другому риваяту, тоже дошедшему от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху). Эти четыре аята (19-22):
«И две группы соперников [верующие – одна группа, все неверующие – другая], которые спорили о своем Господе [и Его религии]. Неверующим [в Аду] выкроят одежду из огня [то есть, адское пламя полностью их накроет], а на головы им будут сверху лить кипяток. Будут плавиться от этого их внутренности и кожа. И им – железные палицы [которыми станут разбивать их черепа]. Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда [из Ада] и избавиться от печали, их вернут обратно. [И им будет сказано:] Вкусите огненное [наказание в Аду]!» (Алуси, внп, XVII, 109).
Почему мекканцы просили Пророка ﷺ превратить гору в золото?
Согласно риваяту Абу Салиха от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, сура полностью ниспослана в Мекке, также за исключением двух аятов. Эти два аята (11-12):
«И cреди людей есть тот, кто поклоняется Аллаху, [как будто] стоя на краю пропасти [балансируя на грани между верой и неверием]… Он поклоняется не Аллаху, а тому, что не навредит ему и не принесет пользы. Это глубокое заблуждение!» (Ибн аль-Джаузи, внп, V, 401).
Но в соответствии с риваятом Ибн аль-Мунзира от Катады радыяллаху ‘анху, кроме ниспосланных в Мекке четырех аятов, вся сура была ниспослана в Медине. Вот эти четыре аята (52-55):
«И каждый посланник и пророк, которого Мы отправляли [к людям] подвергался наущениям шайтана, когда читал [людям слова Аллаха]. И Аллах [каждый раз] удалял внушенное шайтаном. И затем Аллах утверждал Свои знамения. И Аллах – Знающий, Мудрый. [Аллах] Делает то, что внушает шайтан, искушением для тех, чьи сердца больны [лицемерием] и чьи сердца черствы [для принятия истины]. Поистине, [неверующие] злодеи – в разладе, далекие [от истины]. И пусть знают те, кому дано знание [Куръана и единобожия], что это [Куръан] – истина от твоего Господа, чтобы они уверовали в нее, и покорились ей их сердца. И, поистине, Аллах наставляет верующих на прямой путь [Ислама]. И не перестанут неверующие сомневаться в нем [Куръане], пока не наступит неожиданно Час наказания в бесплодный [Судный] день» (Алуси, внп, XVII, 110).
Это было передано также и от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху (Ибн аль-Джаузи, внп, V, 401).
Поскольку имеются различные риваяты относительно того, какой является эта сура – мекканской или мединской, то ближе к истине будет сказать, что эта сура и мекканская, и мединская (Алуси, внп, XVII, 110).
Аль-Газневи говорит относительно этой суры: «Самое удивительное в этой суре то, что она ниспосылалась ночью и днем, в военном походе и в мирное время, на войне и мире, в Мекке и Медине, как отмененные аяты (насих и мансух), как ясные (мухкам) аяты и трудные для понимания (муташабих)» (Имам Куртуби, внп, XII, 3).
Ибн аль-Джаузи соотносит эти слова аль-Газневи с высказыванием Хибатуллаха ибн Салямы. В продолжение к сказанному Хибатуллах говорил: «Мекканской является часть суры от 30-го аята и до конца. Мединская часть: от начала 25-го аята до 30-го аята. Часть, ниспосланная ночью: начальные пять аятов. Часть, ниспосланная днем: с пятого аята по девятый аяты. Аяты, ниспосланные во время похода: от начала девятого аята до начала двенадцатого аята. В мирное время были ниспосланы аяты до 20-го аята» (Ибн аль-Джаузи, внп, V, 402).
Фото: elements.envato.com/ru