Сура Бакара: Аллах не наставляет на верный путь таких людей
أَجَعَلْتُمْ سِقَايَةَ الْحَاجِّ وَعِمَارَةَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ كَمَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَجَاهَدَ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَوُونَ عِندَ اللّهِ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ (19)
«Разве поить паломников и ухаживать за мечетью аль-Харам – это равноценно (делам) тех, кто верит в Аллаха и в Судный день, и кто сражался на пути Аллаха?! Они не равны (по достоинству) перед Аллахом! И Аллах не наставляет (на верный путь) людей несправедливых (неверующих)» (Ат-Тауба, 19).
В риваяте, переданном от Нумана ибн Башира, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении трех человек, без упоминания их имен, которые в один из пятничных дней, находясь в Масджинун-Набави, начали громко спорить друг с другом, стоя возле минбара.
Читайте также: Человек из Рая по прозвищу «Кариул-Китаабайн»
Один из них сказал: «Для меня неважно, если после принятия ислама, у меня не будет никаких других благодеяний, за исключением ремонта и восстановления Масджидуль-Харам».
Второй из них сказал: «А для меня неважно, если после принятия ислама, у меня не будет никаких других благодеяний, за исключением обеспечения паломников водой».
Третий же из них сказал: «Противостояние на пути Аллаха выше и достойнее всего того, о чем вы говорили».
Это происходило в пятницу. Умар ибн Хаттаб услышавший их спор, сказал им: «Не повышайте ваши голоса возле минбара посланника Аллаха ﷺ. После (пятничного) намаза я зайду к посланнику Аллаха ﷺ и спрошу его о том, о чем вы спорите».
После завершения намаза он зашел к посланнику Аллаха ﷺ и спросил его по поводу спора этих людей. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Муслим, Имара, 111; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 4/269; Табери, Джамиуль-Байан, 10/67].
Хасан, Ша`би и Курази говорили без упоминания конкретного времени, что данный аят был ниспослан, когда Али, Аббас и Талха ибн Шейба стали хвастаться друг перед другом. Каждый из них упоминал перед другими о достоинствах, которыми он обладает.
Так, например, Талха говорил, что у него были ключи от Каабы; Аббас говорил, что обеспечивал водой паломников; а Али говорил, что он на шесть месяцев раньше остальных людей начал совершать намаз и участвовал в противостоянии на пути Аллаха, тем самым стараясь доказать свое превосходство. И это бахвальство друг перед другом стало причиной того, что Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 169].
Кто сможет увидеть Всевышнего?
Довольство Всевышнего Аллаха Своими рабами и лицезрение Его красоты будет великим благом для обитателей Рая. Гнев Всевышнего Аллаха и лишение права лицезрения Его красоты и права обращения к нему за помощью будет величайшим наказанием обитателей Ада.
В риваяте, переданном от Мухаммада ибн Ка`ба аль-Курази, говорится: «Однажды Талха ибн Шейба из рода Абдуддар, а так же Аббас ибн Абдульмутталиб и Али стали хвастаться друг перед другом. Талха сказал: «Я являюсь обладателем ключей от Каабы. Если захочу, то войду в Каабу и лягу там».
Аббас сказал: «А я исполнял обязанность по обеспечению паломников водой. Если я захочу, то могу войти в Масджидуль-Харам и заночевать там».
Али в свою очередь сказал: «Я не понимаю, о чем вы вообще говорите! Я на шесть месяцев раньше всех других людей стал совершать намаз, обратившись к кибле, я являюсь участником противостояния на пути Аллаха». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 10/68].
Читайте также:
-
В чем заключается истинное вероубеждение Ахлю-Сунна валь Джама’а
Вот мы знаем, что существует Мекка, многие из нас там не были, но мы совершенно уверены, что такое место есть - вот такого знания от нас и требует Аллах. Не просто, чтобы мы признали факт существования Аллаха - многие верят, что Бог есть, и христиане, и иудеи, и даже многие язычники верят, что есть единый Создатель. Поэтому это не просто знать, что Бог есть, а верить в Него так, как Его нам описал Пророк (мир ему и благословение), и как Он описан в Коране - этого знания от нас требует Аллах. Это знание и есть акыда, убеждение мусульманина
-
Вымышленные хадисы: что должен знать каждый мусульманин?
Хадис 1: «Когда Аллах хочет спуститься на небо нашего мира, то он лично спускается с Трона». Такой хадис мог передать только Даджжаль. Как сказано в книге Суйуты «Зайлу-ль мавду’ат», эти слова в качестве хадиса передал Абу Бакр Мухаммад ибн Иса ат-Тарасуси. Тарасуси, в свою очередь, сказал, что передал эти слова от Нуайма ибн Хаммада. Тот передал от Джарира, а Джарир от Лейса, а он от Бишра, а он от Анаса. После этго Суйуты критикует эту цепочку передатчиков, говоря: «Нуайм ибн Хаммад уже не раз передал недостоверные хадисы.
-
Где находится стена, которую построил Зулькарнайн?
Зулькарнайн – это праведный раб Аллаха, имя которого упоминается в Коране. Что касается его личности, то точных данных по этому поводу, к сожалению, нет, поэтому существуют разногласия в отношении, того являлся ли он пророком, вали или просто праведным правителем.
-
Сильная дуа для увеличения собственного удела
Удел или ризк – это всё то, что Всевышний Аллах по своей милости дарует своим рабам. Это может быть как материальными, так и духовным благом. И нет сомнения в том, что свой удел мы получаем только от Всевышнего Аллаха.
-
Можно ли увидеть Всевышнего Аллаха во сне?
И хотя по преданиям Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел Всевышнего Создателя во сне, ученые богословы разошлись во мнении в этом вопросе.
-
Под каким номером в Коране находится сура, которая была ниспослана первой, а под каким - последней?
Согласно списку, составленному Ну‘маном б. Баширом и переданному первоначально ан-Надимом, в хронологическом порядке суры откровения располагаются следующим образом:
-
Можно ли заранее подготовиться к смерти?
В этой статье будет предпринята попытка освещения практической стороны «хорошей смерти» и ее связи с частью забытой Пророческой традиции, которую мы можем и должны оживить.
-
Тайна суры «Аль-Фатиха» в намазе: почему она читается от множественного числа?
Поистине, детали этой суры поразительны, и они не заканчиваются лишь описанием её свойств и величия. Есть глубокие толкования некоторыми аулияуллах причин того, почему эта сура в намазе читается от множественного числа.