«Спроси (этих язычников, о Мухаммад): «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и благое из пропитания?». Ответь: «В земной жизни они предназначены для верующих (хотя ими пользуются и неверующие), а в Судный день они будут исключительно для них (неверующие будут лишены любых благ)». Так Мы разъясняем (Наши) аяты людям знающим (ведь лишь они способны получить пользу от объяснений). Скажи (о Мухаммад): «Мой Господь запретил совершать лишь дурные поступки (большие грехи, такие как прелюбодеяние и ростовщичество) – как явные, так и скрытые. Он запретил (и другие) грехи, насилие без права (воровство, грабеж и т.п.), приравнивать (кого-либо) к Аллаху – на что Он не ниспослал никакого довода – а также (запретил) говорить про Аллаха то, чего вы не знаете (приписывая Ему неподобающие атрибуты и вынося по своему усмотрению от Его имени решения, касающиеся дозволенности или запретности чего-либо)» (Аль-Араф).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится, что во времена джахилии люди запрещали себе дозволенные Аллахом одежду и некоторые другие вещи. И, в связи с этим, Аллах Всевышний ниспослал эти аяты [Табери, Джамиуль-Байан, 8/121].
В другом риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, сообщается о том, что многобожники запрещали себе ношение одежды и некоторые виды пищи в период хаджа, во время совершения тавафа. И данный аят был ниспослан в связи с тем, что многобожники порицали мусульман за то, что мусульмане не соблюдают этих запретов и совершают обход Каабы в одежде [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/189; Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 7/128].
В риваяте, переданном Ибн Джариром, Ибнуль-Мунзиром и Ибн Абу Хатимом от Ибн Аббаса, говорится: как указывается в аяте «Скажи: «Что вы думаете о пропитании, которое ниспослал вам Аллах (создав для вас). И часть его вы назвали запретным, а часть – дозволенным». Спроси: «Неужели Аллах вам разрешил это, или вы клевещете на Аллаха (придумывая законы сами)?» (Юнус, 59), во времена джахилии многобожники запрещали себе одежду и некоторые виды еды, которые Аллах Всевышний сделал дозволенными. И, в связи с этим, Аллах Всевышний ниспослал данный аят.
В риваяте, переданном Абуш-Шейхом от Ибн Аббаса, сообщается, что люди времен джахилии из того, что было чистым и дозволенным, запрещали себе внутренний жир животных, а также мясо и сливочное масло. В риваяте, переданном Абуш-Шейхом от Ибн Зейда, сообщается, что многобожники запрещали себе мясо барана, овечье молоко и полученное из этого молока масло [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/446].
Исходя из этих риваятов, может сложиться впечатление, что во времена джахилии этот запрет носил всеобщий и повсеместный характер среди арабов, однако в других риваятах указывается на то, что эти запреты действовали только для паломников во время хаджа.
«И Мы извлечем из их груди злобу (и в их сердцах не останется ничего, кроме любви и искренности, так как Рай не является местом проблем, причиной которых является ненависть и злоба), и под ними (под дворцами и деревьями) будут течь (райские) реки. Они (верующие) скажут (войдя в Рай): «Вся хвала Аллаху, который наставил нас на это (даровал нам веру, которая стала причиной попадания в эту обитель благоденствия)! И мы (сами) не были бы на истине, если бы Аллах не наставил нас. Поистине, посланники нашего Господа приходили (к нам) с истиной (и ее объяснением)». Им возвестят: «Вот Рай, который вы получили за то, что совершали (из хорошего в земной жизни)» (Аль-Араф, 43).
В риваяте, переданном от Али, сообщается, что он говорил: «Клянусь Аллахом, данный аят был ниспослан в отношении нас – участников битвы при Бадре».
Интересно! Читайте также: Какая умма будет самой многочисленной в Раю?
В другом риваяте, также переданном от Али, сообщается, что он говорил: «Я очень надеюсь, что аят «И Мы извлечем из их груди злобу (и в их сердцах не останется ничего, кроме любви и искренности, так как Рай не является местом проблем, причиной которых является ненависть и злоба)», Аллах Всевышний ниспослал в отношении меня, Османа, Талхи и Зубейра» [Табери, Джамиуль-Байан, 8/133].
В риваяте от Абу Джафара, переданном Касиром ан-Навва сообщается, что Абу Джафар говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении Али, Абу Бакра и Умара». Я спросил у него: «Что это за злоба, о которой упоминается в этом аяте?». Он ответил: «Это злоба времен невежества. Во времена джахилии между родами Бану Хашим, Бану Тейм и Бану Адийй была вражда и ненависть. Но после того, как они стали мусульманами, они полюбили друг друга. Однажды Абу Бакр очень сильно замерз, и тогда Али, согрев свои руки, положил их на бока Абу Бакра, стараясь согреть его. В связи с этим был ниспослан этот аят» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/199-200].
(Фото: shutterstock.com).