Фото: shutterstock.com. Автор: dotshock.
Рамадан – месяц милости и прощения Всевышнего Аллаха. В этом месяце верующий старается совершать как можно больше благих деяний и поклонений, чтобы заслужить довольство Аллаха и очиститься от грехов.
Одной из важнейших сунн месяца Рамадана является подъем на сухур – предрассветный прием пищи перед началом поста. И речь не идет о том, чтобы поесть, чтобы не испытывать голода на протяжении дня. Ведь суть поста заключается не в удовлетворении физических потребностей, а в самодисциплине и сосредоточенности. Сухур является сунной пророка Мухаммада ﷺ, и его важность подчеркивается в многочисленных хадисах: «Принимайте сухур, ведь в сухуре – благодать (баракат)» (Бухари).
Сухур не обязательно должен быть обильным, поскольку это – не про еду. Главное – это намерение и следование сунне. Сухур помогает верующему настроиться на день поста, а пробуждение на сухур является оживлением сунны Пророка ﷺ и следование его благословенному примеру. Верующий получит за это награду от Всевышнего.
Рамадан – месяц, в котором началось ниспосылание Корана. За чтение Корана в этот благословенный месяц мусульманина ждет особое воздаяния. В хадисе сказано: «Тому, кто прочтёт (хотя бы одну) букву из Корана (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздастся) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» – это одна буква, нет, «Алиф» – буква, «Лям» – буква и «Мим» – буква».
Фото: elvirchik abdrahmanova / shutterstock.com/ru
Чтение Корана в Рамадан – одно из лучших дел после обязательных предписаний. С наступлением священного Рамадана наши праведники оставляли все виды дополнительных поклонений и посвящали себя Словам Аллаха. За месяц они несколько раз успевали прочитать Коран полностью.
В хадисе передается, что вместе с постом Коран станет заступником за человека в Судный день. Поэтому чтение Корана и его смыслов, размышление над его аятами должно стать спутником нашему посту в Рамадан.
В хадисе передается, что посланник Аллаха ﷺ проявлял небывалую щедрость в месяц Рамадан. Если пророк Мухаммад ﷺ видел нуждающегося, он обделял себя ради него. Иногда он отдавал ему свою еду, иногда – свою одежду, причем милостыню он подавал самыми разными способами. Иногда он дарил что-то, иногда подавал милостыню, иногда, покупал что-нибудь, иногда он брал что-то взаймы, а иногда принимал подарок, после чего воздавал за него чем-то лучшим.
Мусульмане должны следовать этому благому примеру, и в священный месяц давать как можно больше садака, помогать другим, кормить нуждающихся. В хадисе сказано: «Щедрость Аллаха и Его великодушие по отношению к Его рабам увеличивается в Рамадан, и Он любит, чтобы в этот месяц увеличивалась и щедрость Его рабов».
Фото: vectornation / shutterstock.com/ru
Единство определяет атмосферу Рамадана: общие ифтары, таравихи, праздничный намаз способствует укреплению духа общности. В этот период мусульманам важно ощущать себя частью уммы. Укрепление отношений с людьми, связей с родственниками, проявление любви и дружелюбия, осознание положения нуждающихся – сунна Рамадана.
В хадисе сказано: «Воистину Рамадан – это месяц моей уммы. Если среди них есть больные, они посещают их. Мусульманин, держащий пост, отстраняясь ото лжи и злословия, делающий ифтар (разговение, вечерний прием пищи во время месяца Рамадан) с дозволенной пищей, выполняющий фарды (обязательные предписания ислама) и совершающий вечерние и утренние намазы в мечети очищается от своих грехов подобно змее сбрасывающей свою кожу» (Ибн Хиббан).
Фото: Ильнур Мифтахов / пресс-служба ДУМ РТ.
Проявлять милосердие к нуждающимся и обездоленным, оказывать им помощь, угощать ифтаром бедных, родственников и соседей является прекрасной сунной Рамадана, в которой олицетворяются такие прекрасные качества мусульман, как милосердие и сострадание. Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто угостит постящегося ифтаром, запишется такое же вознаграждение, какое получит сам постящийся, и при этом ничего не убавится от его вознаграждения».
Одна из сунн пророка – приступать к ифтару поскорее. Посланник ﷺ говорил: «Мы, сообщество пророков, получили повеление откладывать сухур, спешить с разговением и опираться на наш иман в разных состояниях во время наших молитв» (Сахих).
Ифтар по сунне принято начинать с фиников или глотка воды. Известно, что Посланник Аллаха ﷺ начинал ифтар с фиников, или же совершал ифтар какой-нибудь другой пищей, которой не касался открытый огонь. Было сказано, что летом он разговлялся водой, а в зимнее время – финиками (Аль-Хайсами «Маджма‘», 3/156. 878 Ибн Мубарак, 1459; аль-Байхаки «Шу‘абуль-иман», 3620).
Во время ифтара сунной является обращение к Аллаху с молитвами о своих самых насущных нуждах, потому что дуа постящего не отвергается, а время ифтара – момент принятия всех молитв.
Газиз Булатов