Сунна: секреты и тайны маджлисов

В предыдущей публикации мы начали с вами обсуждать правила проведения собраний и посиделок. Сегодня мы узнаем еще несколько нюансов проведения маджлисов по сунне пророка Мухаммада (с.а.с.)

Человеку следует хранить в секрете то, о чем говорили в маджлисе. Эти разговоры являются аманатом, в котором заключена тайна. Их нельзя никому передавать.

В хадисе сказано: «Когда два человека находятся вместе, они сидят с аманатом от Аллаха. Ни одному из этих людей не дозволено передавать гласности то, чем будет недоволен его брат по вере» (Байхаки «Шуабу’ль Иман», 7/520; Ибн Хаджар «Фатху’ль Бари», 11/82; Ибн Мубарак, Зухд, 691).

Авлия: правила проведения маджлисов (Часть 1)
Почему нельзя садиться в середину круга? Какое место за столом любит шайтан? И нужно ли сидеть рядом с авлия? Все правила проведения собраний и посиделок мусульман в одном материале.
23.06.2021
2357

Нельзя раскрывать секреты, которые доверил тебе брат по вере. Это ни что иное, как предательство. В многолюдье два человека не должны разговаривать между собой шепотом. Для других присутствующих такие перешептывания могут стать причиной беспокойства и привести к тому, что другие начнут плохо думать про них. Когда покидаешь маджлис, надо спрашивать разрешения у тех, кто остается. А им не следует пересаживаться на освободившееся место. Если он задумает вернуться обратно, то имеет право сесть на то место, где сидел раньше (Муслим, № 2179).

Не надо вставать, чтобы кого-то проводить, поскольку это чуждая нам привычка (Абу Давуд, № 5230).

Вставать на ноги ради кого-то является макрухом. Анас (р.а.) передал: «Мы никого не любили сильнее, чем посланника Аллаха (с.а.с.). Но когда видели Расулюллаха (с.а.с.), мы не вставали, поскольку знали, что вставать на ноги является макрухом. Как-то раз посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Увидев меня, не вставайте, как встают чужаки» (Абу Давуд, Адаб, 165; см.: Ибн Хаджар «Фатху’ль-Бари», 11/49-50).

Согласно некоторым, дозволительно вставать перед учеными, праведниками и авлия в знак уважения к ним. Доводом в пользу этого являются слова нашего Пророка (с.а.с.), сказанные им после прихода Са’да б. Муаза (р.а.): «Когда приходит предводитель вашего племени, вставайте на ноги» (Бухари, Атк, 17; Истизан, 26).

Здесь вставание является выражением почтения. Если бы это делалось с целью помочь, то для этого было бы достаточно встать нескольким человек. По этому поводу Тайиби (р.а.) говорит: «Это вставание не из уважения, поскольку наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Увидев меня, не вставайте, как встают чужаки» (Абу Давуд, Адаб, 165; см.: Ибн Хаджар «Фатху’ль-Бари», 11/49-50). Он попросил их встать, чтобы оказать ему помощь. Так как Са’д б. Муаз (р.а.) в то время был болен, нужно было встать, чтобы помочь ему слезть с верблюда. Если бы говорилось о необходимости вставать из уважения, то было бы сказано «вставайте перед старшими из вас».

Что же касается того случая, когда посланник Аллаха (с.а.с.) встал, встречая Икриму (р.а.) и Адия б. Хатема (р.а.), то можно сказать, что он поступил так, чтобы привлечь их сердца к исламу. Эти люди были предводителями племен. Этот вопрос можно отнести и к другой теме.

Али Ибодов: «Человек без руководства Аллаха в этом мире заблудится»
Проект «Школа одного дня» помогает за несколько уроков освоить азы намаза, изучить сиру Пророка ﷺ, научиться различать халяль от харама и встать на путь посланника Всевышнего ﷺ.
14.02.2021
2492

Шейх Абу Хамид (р.а.) говорит: «Вставать из уважения является макрухом. Вставать же для того, чтобы сделать подношение, не будет макрухом. Слова «старшим из вас» указывают на то, что это уважаемый человек, достойный того, чтобы ему сделать подношение» («Шарх-и Мешарик»).

Также следует знать, что дозволительно вставать на ноги с целью сделать подношение или угостить в знак почтения. В некоторых местах это даже считается хорошим поступком. Однако если хочешь сдержать свое нафс и уничтожить его прихоти, то не следует вставать. Это подтверждается и в комментариях Зайнуʻль Араби (р.а.).

Когда посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Увидев друг друга, не вставайте, как встают чужаки» (Абу Давуд, Адаб, 165; см.: Ибн Хаджар «Фатху’ль-Бари», 11/49-50.) – он имел в виду, что вставанием эти люди проявляли знаки уважения к человеку из-за его богатства или занимаемой им высокой должности. Если приходящий человек не требует таких знаков внимания к себе, и перед ним встают лишь из почтения к его возрасту или знаниям, тогда это делается ради Аллаха.

Проводимые собрания должны быть маджлисами зикра и вагазов, что также является сунной. Такие маджлисы станут искуплением, если предыдущие собрания были плохими, проходили без поминания Аллаха.

Надо рассказывать людям, какое добро сделал для тебя твой брат по вере, о его хороших поступках, и пожелать, чтобы его благие деяния приумножились. Если заметишь на лице брата по вере или на его одежде что-нибудь постороннее, то надо это удалить.

Взяв эту вещь в руку, надо ее показать тому человеку и затем выбросить. А другу в этом случае следует говорить: «Пусть твои руки не испытают боли. Ты постоянно делаешь людям добро». Или же: «Пусть твои дети и внуки ухаживают за тобой, как ты ухаживаешь за мной». В ответ на эти молитвы тот человек скажет: «Пусть тебя также минуют болезни и беды». Или же: «Да убережет Аллах твоих детей и внуков от непослушания». Как было сказано, такие взаимные добрые пожелания укрепляют любовь и чувство единения.

Покидая маджлис, участники собрания произносят: «Субханака аллахумма ва бихамдика. Ашхаду инля иляха илляллах илла анта астагфирука ва атубу иляйка».

Смысл: «Аллах мой! Славлю и восхваляю Тебя! Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и прошу у Тебя покаяния».

Вот эта прочитанная дуа станет печатью маджлиса, где совершается зикр. Также она станет искуплением за другие бесполезные и ненужные собрания (Хаким, № 1970; Насаи, Кубра, 10185; Абу Давуд, № 4857).

Социальные комментарии Cackle