Начало: Ислам о сотворении мира
Рай имеет восемь уровней со своими названиями: Даруль-Джеляль, Дарус-Селям, Джаннатуль-Мева, Джаннатуль-Хульд, Джаннатуль-На’им, Джаннатуль-Фирдаус, Джаннатуль-Кара и Джаннатуль-’Адн. Фирдаус (а по некоторым источникам ‘Адн) является самым высшим уровнем Рая (уготованным самым почётным рабам Аллаха). Он находится внутри и посреди остальных райских уровней, красивее их и достойнее. Большинство райских рек берут начало в нём, и он возвеличен тем, что верующие будут лицезреть своего Господа, только находясь на этом уровне.
В хадисе сказано: «Поистине, в раю сто уровней, уготовленных Великим и Могучим Аллахом для тех, кто пал на Его пути. Между каждым уровнем расстояние, словно между небом и землёй. Когда вы молите Аллаха, то просите у Него Фирдаус, ибо это - центр Рая и его наивысший уровень, над которым находится ‘Арш Милостивого. Из него вытекают райские реки» (Бухари, «Джихад», 4).
В Джаннатуль-Фирдаус существует выделенное Всевышним особое место под названием «Василя». Это лучшая часть Фирдауса, которой удостоится всего лишь один человек. Посланник Аллаха ﷺ упоминал об этом месте перед своими сподвижниками и говорил: «Просите у Всевышнего для меня аль-Василя». Они спрашивали: «А что это такое?» Пророк ﷺ рассказал им: «Аль-Василя – самая высокая ступень Рая, оказаться на которой сможет только один. Надеюсь, что им буду я» (Муслим, Тирмизи). Он ﷺ так же говорил: «Получит моё заступничество в День Суда тот, кто испросит для меня аль-Василя» (Муслим).
С тех пор мусульмане просят об этом Аллаха Азза ва Джаль после каждого азана:
«Аллаhумме раббе hезиhид-де’ветит-теммети, уессалетиль-къаимеh! Аати Мухеммедель-уесиилете, уель-федылете, уеб’асhу мекъамем-Мухеммеделлези уе’адтеhу. Иннеке ле тухълифуль-ми’ад».
Перевод:
О, Аллах, Господь этого совершенного призыва (да’вата на прямой путь) и этой мольбы! Просим: даруй Мухаммаду аль-Василя, возвысь его положение над иными творениями и направь его к месту достохвальному, обещанному Тобой.
Когда Всевышний пожелает рабам явить свой Лик, обитатели Рая из других уровней будут приглашены в Джаннатуль-Фирдаус. Каждый воссядет на место, соответствующее его статусу. В Коране сказано: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили, дабы Аллах воздал им сполна за их деяния, и с ними не поступят несправедливо» (Ахкаф, 19).
После чего им будут поданы яства, разные угощения, которые они не пробовали в своём раю. Их также оденут в одежды, отличающиеся особой роскошью. По окончании трапезы, они придут к возвышенности из белого мускуса и, увидев там сияющий нур (божественный свет), падут ниц. Каждый посредством этого нура сможет видеть своего Великого Творца Джалля Джалялуху. Красота Господа и испытываемое ими блаженство заставит их раствориться в Нём, забыв про себя. Божественный нур осветит и их самих. Такая райская жизнь будет длиться вечно.
Почва Райских садов – мускус, камни – исключительно из драгоценных пород. Растения самые различные, дарующие радость глазам. Дворцы Рая из жемчуга и жёлтого рубина. На всех его уровнях текут реки, но река под названием «Рахман» (милость) льётся в каждом из них. Кроме них, там есть и озеро (или река) Каусар, принадлежащее лично Пророку ﷺ. «Каусар» – означает изобилие. Аллах говорит в Коране: «Мы даровали тебе (О, Мухаммад!) Каусар (изобилие)» (Каусар, 1).
Существует и много хадисов, описывающих эту реку. В одном из них сказано: «Моя река находится на расстоянии одного месяца пути. Её вода белее молока, аромат прекраснее мускуса. Её чаши подобны звездам на небе (по численности). Кто попробует испить из неё, никогда не почувствует жажду» (Бухари). Весь путь этих рек украшен различными и многочисленными деревьями, плодами, растениями.
Хотя красота райской обители и описывается скромным земным языком, но истинную её красоту невозможно даже представить, находясь в этом бренном мире. Для верующих там уготованы роскошно меблированные дворцы. В них на тронах восседают пречистые гурии с сияющими лицами, в которых прекрасно абсолютно всё: большие чёрные глаза, длинные благоухающие волосы, жемчужная улыбка, алые губы, румяные щёки… Мысли их чисты, а слова подобны мёду. Они – подарок Всевышнего для верующих мужчин, определённые им в спутницы. Посланник Аллаха ﷺ описал их так: «Если бы женщина, обитающая в Раю, заглянула в этот мир, то она осветила бы всё пространство между собой и этим миром, и оно заполнилось бы благоуханием. Поистине, косынка на её голове лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть» (Бухари, №2587).
Что же касается положения земных женщин в Раю, то сравнивать их не совсем уместно. Ибо земная женщина – мусульманка – претерпевшая тысячи испытаний на пути Аллаха и получившая в воздаяние Рай. Она законная владелица этой обители. Гурия же изначально сотворена в качестве всего лишь награды для совершавших праведные дела. В хадисах Пророк ﷺ сказал: «Поистине, женщина мира этого, которая войдет в Рай, будет превосходить райскую гурию по причине деяний, совершённых ею в мире этом» (Абу Дауд, Тирмизи); «Женщины этого мира достойнее гурий, подобно тому, как внешняя сторона одежды лучше подкладки» (ат-Табарани).
Верующим женщинам, у которых не было мужей в земной жизни или же мужья которых станут обитателями Ада, Аллах дарует в Раю прекрасных супругов. Но, в отличие от мужчин, женщина, в силу различных особенностей их природы, будет, как и в земной жизни, пребывать только с одним супругом. В Раю будут супружеские отношения (близость). Никто не будет испытывать неприязни, ревности и других негативных эмоций друг к другу, каждый останется довольным благами своего Господа. В услужении обитателей Рая будут созданы и многочисленные райские юноши – гильманы.
Под каждым дворцом в Раю будут протекать четыре разные реки из воды, молока, не опьяняющего вина и мёда. Природа вокруг этих рек также будет прекрасной. Всё, что есть в райской обители, не поддаётся описанию для истинного представления их людьми, находящимся в этом мире. Отныне Рай будет принадлежать верующим, где они не испытают никаких тягостей, им не придётся работать, уставать, стареть и болеть. Даже поклонения, что в земном мире являлись обязательными, там таковыми не будут. Однако знание останется превосходным и в Раю. Желающие заниматься науками, смогут посвящаться во все глубокие тайны и смыслы всего сотворённого, познавать истину имён и качеств Аллаха Субханаху ва Та’аля.
У Рая есть врата для отдельных категорий людей. Их число упоминается как восемь. Обладатели намазов (много молящиеся) будут приглашены войти через врата молитвы, усердно постящиеся через врата ар-Райян. Так же есть врата милостыни, усердия (джихад) и другие, не упомянутые в этом источнике. Услышав рассказанное Пророком, Абу Бакр (р.а) поинтересовался о том, возможно ли, чтобы одного человека пригласили сразу ко всем вратам? На что Посланник ﷺ ответил: «Да, и я надеюсь, что среди таких окажешься и ты».
О разнице между уровнями Рая сказано: «Обитатели Рая, по причине достижения высоких степеней одних над другими, видят друг друга на расстоянии подобно тому, как вы видите звёзды в небе, рассеянные от востока до запада» (Бухари, Муслим, Тирмизи). Это прекрасное место станет вечным пристанищем для людей. Пусть же тот, кто желает такой жизни, своё мирское пребывание посвятит служению Аллаху, привязав полное любви и веры сердце к Его Посланнику ﷺ. Это единственная формула для достижения счастья.
Использованные источники:
1. Ибн Араби, книга «Футухати Маккия».
2. Имам Газали, книга «Открытие Сердец».
3. «Сахих Муслим», «Сахих аль-Бухари» и другие.
Айна Замаева