Вся наша жизнь состоит из общения. В любое время и в любом месте мы вступаем в контакты с людьми, хоть по желанию, хоть вынужденно. Развитие технологий сильно влияет на характер наших коммуникаций. Они становятся круглосуточными, легкодоступными и публичными (охватывают всё большее количество лиц).
Сегодня дистанционно мы выходим на связь уже не с отдельными людьми, но с целыми виртуальными коллективами - родственниками, одногруппниками, сослуживцами, родителями одноклассников наших детей и т.п. Чатов, объединяющих людей по каким-то признакам, сегодня множество. Ну кто не состоит хотя бы в одном из них?! Именно о наших контактах в общих группах различных мессенджеров и пойдёт речь.
Адабы (этикет) общения мусульман
Для мусульманина в любом общении важно помнить об исламском этикете (адабах). При этом, не имеет значения, как мы контактируем - вживую или виртуально.
Мусульманские нормы общения оговариваются в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему):
• соблюдение безопасности окружающих: «Настоящий мусульманин — тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (имамы ат-Тирмизи, Насаи).
• умение ставить себя на место других: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе» (имам Ахмад)
• отзывчивость: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение» (имам аль-Бухари).
• правдивость: «Клеветник в Рай не войдёт!» (имамы аль-Бухари, Муслим).
• моральная поддержка окружающим: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих» (имам ат-Табарани).
• вежливость и мягкость: «Лучшими из числа верующих являются те, у кого лучший нрав” (имамы Ибн Маджа и аль-Хаким).
Рекомендации для общения в группах он-лайн
Поведение мусульманина в он-лайн группах или чатах, как и помимо них, должно быть адекватным, продуманным и вежливым. Ведь спрос в Судный День коснётся земной жизни в целом.
Поэтому, исходя из адабов, можно посоветовать:
1. Став участником группы, приветствовать её членов. Если администратор группы вас не представил, то полезно сделать это самому (коротко, с учётом тематики группы, например: “Я родитель такого-то ученика нашего класса”, “Я сотрудник компании с такого-то года” и пр.).
2. Важно общаться в группе исключительно по теме, по которой объединились участники. Не нужно поднимать побочные темы, а также пересылать посты, не имеющие отношения к работе группы.
Если вы располагаете полезными, на ваш взгляд, сведениями, то необходимо предварительно уточнить их достоверность. Если это невозможно, правильно будет вообще отказаться от их тиражирования.
3. Стоит помнить об удобстве личных сообщений. Например, при необходимости обратиться к кому-то одному из участников группы, логичнее сделать это в личном сообщении (чтобы не отвлекать остальных).
Если в чате вы задали вопрос, ответ на который, скорее всего, будет неинтересен другим участникам, то оговорите, чтобы желающие отвечали вам лично.
4. Необходимо следовать правилам вежливости: здороваться, благодарить, извиняться, если доставили неудобство участникам.
5. Необходимо избегать в чате негатива, ссор, споров, а также обсуждения кого-либо из участников группы. Если с кем-то возникло недопонимание или проблема, следует общаться с тем человеком напрямую, не делая свидетелями других членов группы.
6. Важно соблюдать режим общения в группе, если таковой установлен администратором. То есть не тревожить людей в “часы тишины”.
7. Если есть необходимость покинуть группу, то считается вежливым, объяснить вкратце причину выхода и попрощаться с участниками. Этого можно не делать, если группа потеряла актуальность, и её работа перестала поддерживаться (например, родительский чат после окончания детьми школы);
8. И главный момент, который всегда должен быть в поле зрения мусульманина, это ният (намерение). Он правильный, если чистый, т.е. только ради Аллаха. И в общении с людьми это никак не исключение!
Гузель Ибрагимова