Имам А‘зам Абу Ханифа рахимахуллахи ставил соблюдение поста условием вхождения в итикаф, приводя в качестве довода этот хадис: «Без поста не бывает итикафа» («Сунан» Абу Дауда, № 2473; ат-Тирмизи «Сунан», № 1539).
В другие месяцы, кроме Рамадана, не надо входить в итикаф, ни добровольный, ни ваджиб.
Имам Мухаммад и имам Абу Юсуф рахимахумаллахи считали, что соблюдение поста является обязательным условием только для итикафа, ставшего ваджибом.
Кто совершил ният войти в итикаф, тот должен поститься. Или же соблюдение поста становится обязательным условием, если вхождение в итикаф было чем-то обусловлено, например, было сказано: «Когда наступит новый месяц, я войду на несколько дней в итикаф».
Итикаф: в чем мудрость и польза пребывания в мечети?
При добровольном (нафиль) итикафе поститься не обязательно. Имам А‘зам рахимахуллахи говорил, что самый короткий срок для итикафа – один день, поскольку не бывает поста короче одного дня.
Имам Мухаммад рахимахуллахи считал, что итикаф может длиться и один час. Имам Абу Юсуф рахимахуллахи же говорил, что итикаф должен продолжаться больше одного часа. Так сказано и в книгах по фикху.
Для мужчин желательно входить в итикаф в мечетях с многочисленным джама‘атом. Но можно и в мечетях, где лишь иногда проводятся намазы с джама‘атом.
Имам А‘зам рахимахуллахи говорил, что в мечети, где проводится итикаф, должен совершаться пятикратный намаз.
Говорилось, что Имам А‘зам рахимахуллахи здесь имеет в виду маленькие мечети, где можно находиться в итикафе, даже если там не проводится ежедневный пятикратный намаз с джама‘атом.
Конечно же, вхождение в итикаф в мечети, где проводится пятикратный намаз с джама‘атом, обладает большим достоинством.
Если нет такой возможности, то вхождение в итикаф в своей мечети тоже имеет свои преимущества, поскольку не будешь вынужден время от времени выходить на улицу («Халиса»).
Имам Абу Юсуф рахимахуллахи говорил, что итикаф, ставший ваджибом, нельзя проводить в другом месте, кроме мечети, и что добровольный итикаф может быть и в другом месте, не только в мечети («Шарх аль-Викая»).
Самый благословенный итикаф – это итикаф в Заповедной мечети (в Каабе). За ним идет итикаф в Медине, в мечети Посланника Аллаха ﷺ.
После него – итикаф в Бейт аль-Макдисе. За ним следует итикаф, проведенный в больших мечетях с многочисленным джама‘атом («Хулясатуль-фатава»).
Человек, вошедший в итикаф для поминания Аллаха и воздержания от грехов, должен стремиться стать похожим на ангелов.
В день Рамадан-байрама, до завершения праздничного намаза нужно подать бедным фитр-садака. В этот день желательна еще одна вещь – что-нибудь поесть до намаза.
Фитр-садака нужно подать до намаза, чтобы и бедный человек успел воспользоваться и смог нормально поесть в праздничный день.
Фитр-садака можно подавать и в другие дни до праздника, в течении всего месяца Рамадан. Были и утверждавшие, что нужно подавать после того, как прошла половина месяца Рамадан.
После завершения месяца Рамадан следует посмотреть, есть ли прибавление в твоих ‘ибадатах и усилилась ли твоя покорность Всевышнему.
Если такое явление наблюдается, тогда это надо воспринять как знак того, что твои ‘ибадаты были приняты, что ты удостоен милости Аллаха, и радоваться этому.
Фото: elements.envato.com/