Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Наступят такие времена, когда человек не будет беспокоиться о том, является ли его заработок дозволенным или запретным» (Бухари, 7).
Каждый мусульманин обязан добывать средства к существованию дозволенными Аллахом путями и кормить свою семью только дозволенной пищей:
«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг!» (Аль-Бакара, 168).
На самом деле, человек не нуждается в запретном. Милостивый Господь создал для своих рабов прекрасные условия на земле, обеспечив возможность питаться наилучшей пищей и прожить достойную жизнь:
«Аллах – Тот, Кто сотворил для вас землю местом пребывания, а небо – кровлей. Он придал вам облик и сделал его прекрасным. Он наделил вас благами. Таков Аллах, ваш Господь. Благословен Аллах, Господь миров!» (Гафир, 64);
«Мы создали на земле сады из финиковых пальм и винограда и заставили биться в ней источники, чтобы люди вкушали их плоды и то, что создали своими руками. Неужели они не будут благодарны?» (Йа Син, 34-35);
«Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всевозможные плоды. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (Ан-Нахль, 11).
Запретные средства и пища, какими бы они привлекательными не казались, не несут человеку никакого блага, потому что в них нет благословения самого Создателя.
Кроме того, не следует забывать: как с дозволенного будет спрос (благодарил ли раб за блага, не излишествовал ли и расходовал ли он их на пути Всевышнего), так и за запретное ждёт наказание.
Разумеется, для того, чтобы различать халяль от харама, необходимо знать что и к чему относится. А знания об этом находятся в религиозных источниках, в трудах учёных ислама, которые уже всё собрали и, для облегчения верующим, разъяснили в соответствующих темах. То есть, выходя в путь, указанный Аллахом Азза ва Джалля, знание о нём – неизбежно обязательно.
Ниже будут перечислены 3 вида, распространённого в наши дни, заработка, которые в основе своей граничат с запретным (харамом). Средства, вырученные с такой деятельности верующего, могут сделать даже дозволенную еду, одежду и имущество, приобретённые на них, запретными.
Ислам запрещает нанесение татуировок. Это является искажением изначального (основы) творения Всевышнего и наущением сатаны:
«(Сказал Иблис): «Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха». Кто сделал дьявола своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток!» (Ан-Ниса, 119).
В хадисе же Пророка ﷺ упоминается о проклятии Всевышнего на всех тех, кто участвует (делающего и просящего сделать) в основательном изменении внешности человека.
Читайте также: Что будет, если употреблять харам?
Сюда же относятся наращивание волос и ресниц, вставление имплантатов и пластическая хирургия без жизненной необходимости (Бухари, «Либас», 83-87).
Ибн Кудама в своём труде «Аль-Му’ни» сказал, что заниматься татуировками (и, соответственно, подобными перечисленными выше вещами) и зарабатывать на этом запрещено.
Известно разграничение религии отношений между противоположными полами. Мужчины и женщины, не являющиеся друг другу близкими родственниками, не входящие в группу махрам и не имеющие препятствий для брака между собой, не должны уединяться и, тем более, прикасаться друг к другу.
Однако, сегодня такие границы в нерелигиозном обществе практически не соблюдаются. Мужчины и женщины живут в тесном переплетении, заводят дружбы, работают, учатся вместе.
Многие профессии также перестали разделяться по половому признаку. Всё стало настолько беспринципным, что совершенно посторонние мужчины и женщины, под видом врачей, имеют доступ к самому сокровенному: мужчины работают гинекологами, а женщины урологами, тем самым, нарушая границы морали и естественного стыда человека.
В связи с этим, ислам требует восстановления этих границ и запрещает без жизненно важной нужды обращения к противоположному полу за какой-либо услугой, помощью.
Поэтому работа в таких сферах, как парикмахер, массажист и прочее, где предполагается прикосновения между противоположными полами и оголение перед ними, осуждается шариатом и не будет дозволенным для мусульман.
Если верующий не желает гнева Аллаха, ему непременно следует сменить свою деятельность или скорректировать специализацию под нормы религиозных границ и, по возможности, обращаться самому к специалистам соответствующим своему полу.
Верующий не должен участвовать в производстве, реализации и в помощи в реализации запрещённых Аллахом вещей: алкоголь, наркотики и прочее.
Известно, что в современном мире, где многое настолько сильно перемешалось, очень трудно уберечься от вовлечения в запретное даже в малой степени. Потому речь идёт о заработке, имеющем статус «макрух-тахрим» (граничащее с запретным), а не явный «харам».
Ислам всегда учитывает индивидуальные обстоятельства человека и, в зависимости от них, смягчает или ужесточает его положение перед Всевышним.
Исходя из этого, мусульманам следует сделать всё зависящее от себя при поиске чистого заработка и полагаться на Аллаха. В первую очередь, верующий заботится о правильном, искреннем намерении, стремится к выполнению повелений Всевышнего и просит у Него помощи в этом.
Если же он не проявляет таких качеств, не усердствует в этом, то он лишь губит свою веру и способствует усилению греховных позиций в обществе своим бездействием.