Ученые Ханафитского мазхаба различают три степени достоверности хадисов:
1. Суннат-уль-Мутаватир: Этот способ передачи хадисов исключает возможность подделки. Хадисы степени Мутаватир обычно передаются большим количеством Сподвижников через такое же большое количество ученых следующих двух поколений – Табиунов и Атбау-т-Табиунов. Только эти три поколения ученых достойны доверия в подлинности их ривайатов. Никакие другие поколения ученых не могут обладать этой степенью достоверности при передаче согласованных хадисов.
Для определения достоверности в степени Таватюр нет необходимости определенного количества передатчиков – 10 или 5 человек. Если разум подсказывает, что передатчики хадисов этих поколений никак не могут объединиться в какой-либо подделке, то ривайат обладает достоверностью в степени Мутаватир.
Хадисы Мутаватир делятся на два вида:
а) словесный; б) смысловой.
К словесному виду относятся те хадисы, которые переданы разными передатчиками слово в слово. К примеру, хадис, переданный каким-либо Сахаба звучит: «Кто передаст заведомо ложный хадис, ссылаясь на меня, пусть готовит себе место в Аду»! (Бухари; Муслим). Если же этот хадис передан слово в слово передатчиками следующих двух поколений, то подобный хадис называют Лафзы-уль-Мутаватир.
К смысловому виду сообщений Мутаватир относят все хадисы, переданные подобным способом надежными передатчиками не слово в слово, а в смысловом значении.
Хадисы, полученные мусульманами путем Суннат-уль-Мутаватир, являются для них приказом и руководством к действию. Отрицание подобных хадисов ведет к потере Веры.
2. Суннат-уль-Мешхур – это хадисы, переданные одним или двумя Сахабами, количество которых недостаточно для степени Таватюр, но количество передатчиков поколений Табиунов и Атбау-т-Табиунов соответствует этой степени.
3. Суннат-уль-Ахад: Хадисы, переданные одним передатчиком. Эти хадисы составляют большинство из общего количества дошедших до нас высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и используются при решении вопроса религиозного права как вспомогательный (предположительный) фактор, но не как решающий.
Ученые мазхабов Малики, Шафии, Ханбали делят степень достоверности хадисов на два основных вида:
1) Суннат-уль-Мутаватир и 2) Суннат-уль-Ахад. К хадисам «Ахад» они причисляют и те, которые в мазхабе Ханафи называются «Мешхур».
В этих мазхабах хадисы «Ахад» имеют три подвида:
а) Гариб; б) Азиз; в) Мустафид.
К разряду Гариб они относят хадисы, которые имеют в цепи передачи одного свидетеля. Причем, это может касаться только одного поколения или всех трех поколений (Сахаба, Табиины и Таби-у-т-Табиины).
К разряду Азиз относят хадисы, в цепи передатчиков которых в каждом поколении существуют по два свидетеля. Сюда же относятся и хадисы, которые имеют в цепи передатчиков хотя бы одного поколения всего двух свидетелей, хотя в остальных поколениях их может быть и больше двух.
К разряду Мустафид относят хадисы, переданные не менее тремя свидетелями каждого из трех первых поколений.
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»