Фото: UMI ISTIQOMAH/ shutterstock.com
Относительно предположений, ложных убеждений тех, кто отвергает величественную сунну, будто Расулюллах ﷺ не говорил о том, что величественная сунна является вторым источником после Куръан Карима, то это не заслуживающие внимания, очень слабые утверждения, не крепче паутины.
Неужели они не видят множество хадис-шарифов, повелевающих следовать величественной сунне, считающих это необходимым и объявляющих грешниками тех, кто выступает против нее? Напротив, Почтенный Пророк ясно заявляет, что сунна дана ему тем же путем откровения, каким ниспослан Куръан Карим.
Микдам б. Ма’дикариб передает слова нашего Пророка ﷺ: «Будьте бдительны! Мне была дана книга и еще столько же (величественной сунны). Скоро один сытый, хорошо одетый человек, развалившись на своем кресле, скажет так: «Держитесь за этот Куръан Карим. Что найдете в нем разрешенным, то и считайте халяльным. Что найдете в нем запрещенным, то и считайте харамом».
В этом пророческом хадисе содержится твердое доказательство того, что сунна является доводом (худжат) и пророческое чудо. Поскольку в этом хадис-шарифе на Пророк предсказывает о скором появлении малочисленной общины, которая станет отрицать его хадисы, то это доказывает истинность его посланнической миссии. И это чудо, сообщающее, что величественная сунна является доводом.
После этого не осталось никакой нужды в других доказательствах. Однако еще более чудесное обстоятельство состоит в том, что здесь эти люди охарактеризованы именно теми качествами, которые мы сегодня наблюдаем перед собой.
Иносказательное выражение «с сытым желудком» - это намек на слабое сознание и тупость, являющиеся результатом постоянной сытости и довольства, или же на гордыню и непроходимую глупость, сопровождающиеся неизменной уверенностью, что всегда он будет жить в комфорте, обеспеченный всеми благами.
Выражение «развалившись на своем кресле» означает, что привыкший к удобствам, домашнему комфорту, обычно пребывает далеко от тех мест, где можно обрести знания. И в самом деле, никогда не увидишь, чтобы у них были известные учителя, ни один из них толком не знает ясную религию ислам, не разбирается в исламских науках.
Здесь мы напоминаем, что высказывания Расулюллаха ﷺ относительно сунны имеют две стороны. Первая: требование следовать величественной сунне; вторая: предостережение от противодействия ей.
Относящиеся к первой стороне хадис-шарифы пришли в разной форме. Один из них - хадис-шариф, переданный Ирбадом б. Сарией. Он поведал следующее:
«В один из дней Расуль Акрам, находясь среди нас, выступил перед нами в высшей степени красноречивой проповедью. Да так, что сердца охватила дрожь, глаза прослезились. Ему сказали: «О Расулюллах! Ты произнес нам вааз, словно тот, кто прощается с друзьями. Не дашь ли нам несколько наставлений?»
Тахийят аль-масджид: сунна при входе в мечеть
Фото: Mr. Mixers Stock/ shutterstock.com
И он соизволил поведать: «Старайтесь быть почтительными по отношению к Аллаху. Подчиняйтесь руководителю в том деле, которым вы занимаетесь, даже если он будет эфиопским рабом. Скоро после меня вы станете свидетелями очень сильных раздоров. Тотчас хватайтесь за мою сунну и за сунну удостоившихся хидаята праведных халифов. И вцепитесь в нее коренными зубами. В религии остерегайтесь выдуманных позже нововведений. Ибо в каждой религии любое нововведение - заблуждение».
Ибн Хиббан в своем «Сахихе» поместил этот хадис-шариф под заголовком «Следование величественной сунне и связанные с этим предания, повеления и запреты. Упоминание отличительных свойств спасенной фырки среди тех течений, на которые разделится умма Мустафы». Приведя этот хадис-шариф, он далее пишет:
«Приведенное в этом хадис-шарифе выражение «хватайтесь за мою сунну», когда говорится о будущем разделении его уммы, весьма ясным способом показывает, что тот, кто продолжит следовать его сунне и будет выносить решения в соответствии с ней, не доверяя находящимся за ее пределами взглядам, тот в День киямата будет из спасенной партии (фырка-и наджия). Да сделает нас Всевышний Аллах своей милостью одними из них» (Аминь).
Во фразе нашего Пророка ﷺ «хватайтесь за мою сунну и за сунну удостоившихся хидаята праведных халифов» употреблен именной глагол в повелительном наклонении в значении «хватайтесь!». Иначе говоря: «Держитесь за мою сунну, поступайте в соответствии с ней, будьте жадными до нее». А затем подкрепил это требование: «Держитесь за нее». То есть, не отходите от нее. Пусть ни один сворачиватель не заставит вас свернуть от нее. Будет неправильным, если вы примете любую вещь, стремящуюся занять ее место.
Потом еще более усилил это требование: «Вцепитесь в нее коренными зубами». «Неваджиз» означает самые крайние коренные зубы челюсти. Иносказательное выражение «вцепитесь, кусайте» указывает на необходимость как можно крепче держаться за сунну.
Используя этот метод усиления, наш Пророк ﷺ одновременно предостерегает от дел, оставшихся за пределами сунны (бид‘ат):
«Остерегайтесь от выдуманных позже дел, которых не было в исламе, держитесь от них подальше. Иначе говоря, остерегайтесь совершать эти придуманные некоторыми людьми бид‘аты, о которых нет довода из Куръан Карима и сунны».
Джунайд Багдади (куддисе сирруху) так высказался в поддержку данного положения:
«Все пути для нововведений закрыты. Только те, кто идет по следам Расулюллаха, следует его сунне и держится его пути, исключение от этого. Поскольку все пути к добру ему открыты».
Обратимся теперь к хадис-шарифам, предостерегающим от противодействия величественной сунне нашего Пророка.
От Анаса б. Малика было передано следующее:
«(Однажды) к домам жён Расулюллаха пришли трое из благородных асхабов и стали расспрашивать о том, сколько ибадатов совершает Посланник Аллаха ﷺ. Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитали, что этого для них будет мало. Они сказали: «Как далеко нам до Пророка, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!»
Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт». Другой сказал: «Я стану постоянно соблюдать пост». Третий же сказал: «А я никогда не женюсь».
К ним подошёл Посланник Аллаха ﷺ, который спросил: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и отношусь к Нему с большим почтением. Однако в некоторые дни я соблюдаю пост, а в другие не делаю этого. Я читаю намаз (по ночам) и сплю. И я женюсь на женщинах. Кто отвернулся от моей сунны, тот не имеет ко мне отношения!»
Фото: luq_ha/ shutterstock.com
Доводом в этом хадис-шарифе является выражение «Кто отвернулся от моей сунны, тот не от меня!». Значение глагола «рагибе» определяет стоящая за ним связка «ан». Словосочетание «рагибе ‘ан кеза» обретает значение «эрид ‘анху», то есть «отвернулся от него». Фраза «не от меня» означает «не из моего народа, не исповедует мою религию».
Благодаря вышеизложенному выяснилось следующее: Аллах Всевышний дал в откровении своему Пророку ﷺ Куръан и сунну. Если величественная сунна является откровением, то от нее нельзя отходить. И таким образом оказалось отброшенным в сторону всё сказанное теми, кто выдвигает бид‘ат о достаточности поступать согласно Куръан Кариму, отказавшись от сунны.
Есть ли в Коране аяты относительно отращивания или бритья бороды?
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам
не может быть без посланника Аллаха ﷺ»