Аллах Всевышний, требуя от Расуль Акрама объяснять ниспосланные в Коран Кариме предписания, говорит следующее:
بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ
إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
“(И до тебя Мы отправляли посланников) С ясными знамениями и писаниями (с повелениями и запретами для этих общин). А тебе Мы ниспослали Наставление (Коран) для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались (над истиной, содержащейся в Коране) (Ан-Нахль, 44).
Это объяснение осуществляется через пророческую сунну.
Всевышний также соизволил сказать:
وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
“Принимайте, что дал вам Посланник, и избегайте того, что он запретил вам” (Аль-Хашр, 7).
Соответственно этому, если в 38-м аяте суры “Аль-А‘нам” слово ( الكِتَابِ ) “книга” означает Коран Карим, то смысл будет таким:
“Коран Карим включает в себя все дела, относящиеся к ясной религии ислам. Или в виде ясно изложенной догмы (довода), или в виде ее разъяснения благодатной сунной. Ибо Аллах направил своего Посланника для разъяснения людям предписаний ниспосланной им религии. Людям же сделал ваджибом последовать за ним”.
В чем заключалась главная обязанность пророка Мухаммада ﷺ ?
Разъяснение религиозных предписаний означает разъяснение предписаний Корана. Следовательно, шариатские законы взяты из книги Аллаха путем разъяснения на основе Корана, сунны, общего согласного мнения ученых (иджмы) и по аналогии (кияс). Это разъяснение или напрямую опиралось на книгу, или же основывалось на ее указаниях.
В таком случае, нет никаких противоречий между тем, что благодатная сунна является доводом, и тем, что Коран Карим сообщает обо всем.
Это с одной стороны, а с другой стороны, если посмотрим на смысл слова ( شَيْءٍ ) “что” в этом аяте, то увидим, что здесь не подразумевается вся совокупность предписаний, в которых будет нуждаться общество на протяжении истории. Возможно, имеются в виду регулирующие общие правила постулаты высшего уровня.
И это для того, чтобы опираясь на них, Расулюллах и его сподвижники могли путем кияса или иджтихада выносить решения по тем возникающим в их повседневной жизни ситуациям, о которых явно не сказано в Коране.
Исполнил ли пророк Мухаммад ﷺ свою пророческую миссию до конца?
В этом отношении, нет никакого вреда в утверждении, что Коран Карим содержит в себе все без исключения общие принципы, регулирующие жизнь людей.
Величественная сунна в полной мере разъясняет эти постулаты. В таком случае, этот благородный аят гармонирует с другими кораническими аятами, подтверждающими важную роль величественной сунны при необходимости оговаривать исключения из общих правил и в таких вопросах, как выведение некоторых лиц из-под действия отдельных предписаний.
Следовательно, не будет большой разницы в том, что именно подразумевается под словом ( الكِتَابِ ) “книга” в 38-м аяте суры “Аль-А‘нам”: Хранимая скрижаль или Коран Карим. Иначе говоря, этот аят нельзя приводить в качестве доказательства самодостаточности Коран Карима и неприемлемости благодатной сунны как довода, во что ошибочно верят некоторые.
Тест: насколько хорошо мы знаем пророка Мухаммада ﷺ?
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам
не может быть без посланника Аллаха ﷺ»
Все фото: elements.envato.com