В преданиях говорится, что когда Ибрахима (а.с.) бросили в огонь, Джибрил (а.с.) принес две капли воды из райского водоема Аль-Каусар. По велению Аллаха, одну каплю он кинул в огонь. Благодатью той капли огонь потерял свой жар. Другую каплю Джибрил (а.с.) разделил на три части. Одна часть упала перед пророком, и из нее вырос вечнозеленый кипарис. Вторая часть упала справа от него и стала розовым кустом. Третья часть упала позади Ибрахима (а.с.) и превратилась в можжевельник.
В те времена у кипариса были плоды, подобные арбузу. Он перестал давать плоды из-за того, что одни люди объявили пророка Ису (а.с.) сыном Аллаха. Розовый куст приносил плоды, подобные огурцам, но перестал плодоносить из-за мушриков, которые придавали равных Аллаху. А плоды можжевельника были похожи на дыню. Однако некоторые люди назвали Узейра сыном Аллаха, и поэтому можжевельник больше не дает плодов. Эти три растения не будут плодоносить до Судного дня.
Согласно преданию, когда пророка Ибрахима (а.с.) бросили в огонь, заплакали ангелы, звери и птицы, и собравшись вокруг костра искали средства, как помочь Ибрахиму (а.с.). Среди них был один слабенький птенец соловья. Когда этот птенец был готов кинуться в огонь, Аллах направил к нему Джибриля (а.с.) с повелением: «Поймай эту птичку и спроси, чего она хочет». Джибрил (а.с.) исполнил повеление. А птица сказала: «Халилуллаха бросили в огонь. Раз уж я не в силах ему помочь, то лучше сгорю вместе с ним».
Когда Джибрил (а.с.) довел этот ответ до Аллаха, Всевышний спросил: «А чего хочет эта птица от Меня?»
Птичка ответила: «У меня в этом мире нет другого желания, как поминать Всевышнего Аллаха. Я слышала, что у Него имеется тысяча и одно имя. Сто одно из них мне известны. Я хочу узнать еще девятьсот Его благословенных имен». Аллах исполнил пожелание птицы. И теперь поющие в садах соловьи поминают Аллаха. Когда огонь Намруда превратился в цветочный сад для Ибрахима (а.с.), прилетел соловей, сел на розовый куст и запел. С того времени соловей полюбил розу и будет любить ее до Судного дня.
Передают, что даже пчела летала вокруг, набрав в ротик воды и стараясь погасить тот огонь. Это ее стремление также зря не пропало. Всевышний превратил ту водичку, которая была у нее во рту, в приносящий людям исцеление мед.
Всевышний Аллах был в силах полностью погасить огонь Намруда или же удалить Ибрахима (а.с.) оттуда и таким образом спасти его. Он не стал этого делать, ибо хотел показать Свое безграничное могущество. Если бы Аллах уничтожил огонь, то люди могли сказать, что пророк Ибрахим (а.с.) сгорел бы в огне, попади он туда. По воле Всевышнего, досточтимый Ибрахим (а.с.) не сгорел в страшном огне, и тем самым всем стало очевидно, каким великим могуществом обладает Аллах.
Передают, что в ту ночь, когда Ибрахима (а.с.) должны были бросить в огонь, из казны Намруда была украдена одна вещь. В этом заподозрили одного человека и подвергли его тяжким мучениям. В результате пришли к выводу, что именно этот безвинный человек совершил эту кражу, и приняли решение сжечь его на костре. Он умолял Намруда, но не было никакой пользы. Он умолял идолов, они тоже не помогли. И этого человека бросили в огонь раньше Ибрахима (а.с.). Прежде чем оказаться в огне, он успел сказать: «Йа Аллах, помощь - от Тебя». Всевышний велел Джибрилю (а.с.): «Поторопись, спаси Моего раба». Джибрил (а.с.) же сказал: «Йа Рабби! Этот человек неверующий». Аллах ответил:
«Да, это так. Но этот человек помянул Наше имя. Не приличествует Нашему величию не оказать ему помощь».
Когда огонь по воле Аллаха стал прохладой и спасением, он обратился к Всевышнему с такими словами: «Йа Рабби! Ты мучаешь Своих врагов и непокорных посредством меня. А если я стану непокорным, то чем станешь мучить меня?» Аллах Всевышний соизволил сказать:
«Я стану мучить тебя огнем любви, который хранится в сердцах любящих Меня». Ведь земной огонь составляет лишь семисотую часть огня Геенны. Адский огонь - это всего лишь семисотая часть огня любви к Аллаху».
Из книги "История Пророков"