«Просящие у тебя разрешения на самом деле верят в Аллаха»: история ниспослания аята
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَإِذَا كَانُوا مَعَهُ
عَلَى أَمْرٍ جَامِعٍ لَمْ يَذْهَبُوا حَتَّى يَسْتَأْذِنُوهُ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَأْذِنُونَكَ
أُوْلَئِكَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ فَإِذَا اسْتَأْذَنُوكَ
لِبَعْضِ شَأْنِهِمْ فَأْذَن لِّمَن شِئْتَ مِنْهُمْ وَاسْتَغْفِرْ لَهُمُ
اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Поистине, верующие – лишь те, которые поверили в Аллаха и Его Посланника. Когда они рядом с ним [Посланником Аллаха] по общему делу, то пусть не уходят, не попросив у него разрешения [уйти]. Поистине, просящие у тебя разрешения на самом деле верят в Аллаха и Его Посланника. Если они просят у тебя разрешения [уйти] из-за своих дел, то разрешай, кому пожелаешь, и проси у Аллаха прощения за них. Поистине, Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Ан-Нур, 62).
Согласно риваяту от Катады, в ниспосланном в связи с походом на Табук аяте «Да простит тебя Аллах! Почему ты разрешил им остаться дома, пока тебе не стало ясно, кто говорит правду, а кто является лжецом?» (сура «Тауба», 9/43) Пророк ﷺ получил упрек за то, что он дал разрешение остаться тем, кто под разными предлогами просил разрешения остаться дома, чтобы не участвовать в походе на Табук.
Позже Аллах Всевышний ниспослал аят: «Если они попросят у тебя разрешения по поводу некоторых из своих дел, то разрешай тому из них, кому пожелаешь, и проси Аллаха простить их», в котором содержится дозволение Пророку ﷺ давать такое разрешение (Имам ат-Табари, внп., X, 100).
«Болезнь ли неверия в их сердцах?»: история ниспослания аята
Также в числе произошедших во время похода на Табук событий упоминается случай, когда хазрати ‘Умар (р.а.) попросил разрешения вернуться к семье (в одном риваяте сказано, что он хотел совершить умру; см.: Куртуби, внп., XII, 211). Пророк ﷺ дал ему такое разрешение и сказал ему громким голосом, чтобы услышали и мунафики: «Поезжай! Валлахи, ты не мунафик».
Услышав это, некоторые мунафики заявили: «Что за дела! Когда просят разрешения его друзья, он разрешает им. Когда же мы просим разрешения, нам он не разрешает. Валлахи, мы видим, что он поступает несправедливо». После этого был ниспослан этот аят, о чем имеется риваят от Даххака и Мукатила (Рази, внп., XXIV, 39).
Из книги "Асбабун-Нузуль"
Читайте также:
-
Райский друг Пророка (ﷺ) сподвижник Уккаша
Хазрат Уккаша очень сильно любил Посланника Аллаха ﷺ. В знак любви к пророку ему удалось поцеловать родинку между лопатками Пророка ﷺ, которая считается признаком и печатью пророчества
-
Как обращаться с врагами? Правило второе.
В английском языке слово «прощение» (“forgiveness”) буквально означает «возвращение». Возвращение обидчику того, что ему принадлежит. А именно – того негативно заряженного эмоционального заряда, который он послал с целью поразить. Прощение – это отвержение обиды, которую вам хотели нанести. Если человек хотел причинить зло, наверняка, ему просто не хватило ума, смелости или решительности разрешить свою проблему здоровым способом.
-
10 достоинств имени Ахмад и Мухаммад
У Посланника Аллаха (мир ему) было два имени. Он известен как Ахмад в более поздних записях и Мухаммад в Священном писании. У Пророка (мир ему) есть множество имен, характеризующих его качества. В разных местностях он имеет свое имя, каждое пространство (небо, земля, океаны, горы) знают его под определенным именем.
-
Простятся ли грехи тому, кто не соблюдал предписаний религии, но перед самой смертью произнес шахаду?
Слова шахады являются основой при принятии Ислама. Если человек осознанно произнес шахаду, то это означает, что он уверовал в существование и единственность Аллаха и в то...
-
"Он нашёл, к чему придраться, и у Бухари, и у Муслима, и у других учёных»
Данная книга известного ученого мухаддиса из Марокко шейха Абдуллаха аль-Гумари представляет собой опровержение на одного из самых одиозных современных идеологов ваххабитской секты Насыра аль-Албани. В ней представлены доказательства невежества и лжи этого псевдоученого в области хадиса.
-
4 качества, способные привести в Рай
В этой статье я хочу рассказать о четырех прекрасных качествах, которые способны привести вас в рай и стать прекрасным украшением вашего нрава ради Аллаха.
-
20 коротких хадисов с безграничной жизненной мудростью
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Религия – это искренность, доброе наставление (насыха). Сподвижники спросили: «В отношении кого?». Пророк (мир ему) сказал: «В отношении Аллаха и Его Книги, Его посланника, руководителей мусульман и простого народа» (Муслим).
-
Иногда наши молитвы сбываются, а иногда нет. В чем причина?
Дуа - наивысшая степень поклонения. Поэтому совершать дуа необходимо. Однако если во время молитвы человек душой будет находиться в другом месте, то его молитва не будет дуа. Ну а если он отвернется душой от всего мирского, растворится в море любви к Всевышнему, в этом случае у него появится близость к Аллаху.