«Скажи (о Мухаммад): «Не сравнятся дурное (запретное) и благое (дозволенное), даже если обилие дурного тебя восхитило». И бойтесь Аллаха, о, обладатели разума, чтобы преуспеть!» (Аль-Маида, 100).
В риваяте, переданном от Джабира, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил: «Аллах Всевышний сделал для вас запретным поклонение идолам, употребление опьяняющих напитков, а также поношение рода друг друга. Опомнитесь! Прокляты те, кто пьет опьяняющие напитки, выжимает сок (из винограда, фиников или других фруктов) для их изготовления, кто разливает такие напитки, продает их, и живет на деньги от их продажи».
После этих слов один бедуин встал и сказал: «О, посланник Аллаха ﷺ! Принесет ли мне такое имущество пользу, если я захочу потратить его на пути покорности Аллаху?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Если ты потратишь это имущество на совершение хаджа, противостояние на пути Аллаха или раздашь его в качестве садака, то перед Аллахом все это будет иметь меньшую ценность, чем крыло комара. Аллах Всевышний принимает только чистое и благое».
И в качестве подтверждения этих слов своего посланника ﷺ, Аллах Всевышний ниспослал аят: «Скажи (о Мухаммад): «Не сравнятся дурное (запретное) и благое (дозволенное), даже если обилие дурного тебя восхитило» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 145].
«Аллах не сделал (запретными таких животных, как) бахиру, саибу, василю и хами. Но неверующие (сами выдумывают эти запреты и) выдумывают про Аллаха (приписывая выдуманные установления Ему) ложь. Большинство из них (обычных людей) не ничего не понимает (и слепо следует обычаям предков)» (Аль-Маида, 103).
Ибн Исхак говорил: «В соответствии с риваятом, переданном от Абу Хурайры по каналу Мухаммада ибн Ибрагима, он (Абу Хурайра) слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил Джавну аль-Хузаи: «О, Аксам! Я видел, как Амр ибн Лухайй в Аду волочил за собой держа за кишки Ибн Хандафу. И я не видел никого, кто был бы похож на него столь сильно, как ты. И кто был бы столь сильно похож на тебя, как он».
Аксам сказал: «О, посланник Аллаха ﷺ! Как бы эта наша обоюдная схожесть не причинила мне вреда».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет! Ты – верующий, а он был неверующим. Он был первым, кто исказил религию Исмаиля, установил идолов, и узаконил бахиру, саибу и хами».
Ибн Хишам говорил: «Некоторые из алимов передавали нам, что однажды Амр ибн Лухайй отправился по делам из Мекки в Шам.
Когда он достиг Меаба находящегося в землях Аль-Балка – в то время там жило племя Амалика – то увидел, что жители той местности поклоняются идолам. Он спросил: «Что это такое, то, чему вы поклоняетесь?».
Они ответили: «Это наши идолы. Мы поклоняемся им, просим у них дождя, и они проливают его на нас. Мы просим у них победы над врагами, и они даруют нам победу».
Он сказал: «Не дадите ли вы мне одного из них? Я отвезу его в земли, на которых живут арабы, чтобы они тоже поклонялись ему». Они отдали ему идола, которого звали Хубаль. Он привез его в Мекку, установил, и приказал людям поклоняться этому идолу и проявлять к нему уважение» [Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Хишам, ас-Сиратун-Набавиййа, 1/601-604; Табери, Джамиуль-Байан, 1/76-77].
Фото: shutterstock.com.