Абу Ханифа был величайшим ученым, знатоком исламского права и вероубеждения, жившим в 80/699-150/767 годах. С самого детства, благодаря своим родителям, он проникся любовью к семье Пророка Мухаммада (мир ему) и искренностью в религии. В первые годы обучения, находясь в городе Куфа, Абу Ханифа заучил Священный Коран наизусть. Также он овладел такими предметами, как морфология (сарф) и синтаксис (нахв) арабского языка, которые только зарождались в то время, и изучил арабскую литературу. В результате такой деятельности Абу Ханифа достиг невероятных высот в знаниях, особенно глубоко погрузившись в вероучение ислама. Абу Ханифа стал выдающейся личностью в истории исламского фикха. Абу Ханифа также является одним из великих ученых, которые способствовали распространению вероубеждения Ахлю Сунны. Его труды по основам вероубеждения, составленные в форме ответов на вопросы, дошли до наших дней и легли в основу учения школы Матуриди. Ниже вы можете ознакомиться с отрывком одной из книги Абу Ханифы:
Ученик:
– Да смилостивится над тобой Всевышний Аллах! Если бы я не знал о никчемности своих знаний и ограниченности своего видения, то не пришел бы к вам. Не взыщите с меня, коль увидите во мне неприятное для вас, либо если расстрою вас чем-то. Ведь исцеление больного в руках его лекаря, а глазами слепого являются те, кто видят. Так же и ученый должен воспринимать невежду. Я усвоил, что невежда может не внять некоторым услышанным вещам, но успокоиться, если ему разъяснят непонятое. Но как мы можем утверждать, что наша вера подобна вере посланников и ангелов? Ведь мы знаем, что они более покорны Всевышнему Аллаху, чем мы.
Ученый:
– Несомненно, они более послушны и покорны Аллаху, чем мы. Но я уже говорил тебе, что вера не есть деяние. Потому и наша вера подобна их вере. Ведь мы так же, как и ангелы, пророки и посланники, засвидетельствовали единство Аллаха, Его Господство, Могущество и всё, что было ниспослано нам. Вот почему мы утверждаем, что наша вера подобна вере ангелов. При этом, мы уверовали во все знамения нашего Господа и их божественность, не лицезрев Его, тогда как ангелы уверовали в то, что видели.
Ученик:
– Да причислит вас Аллах к числу спасенных! Как же прекрасно вы все разъяснили. Теперь я усвоил, что наша вера подобна вере ангелов, наше свидетельство подобно их свидетельству, а наша уверенность подобна их уверенности. Но почему же тогда они сильнее боятся своего Господа и более покорны, чем мы? Так же, почему невежды, увидев оступившегося перед трудностью человека, либо испугавшегося своего врага, либо устремившегося за своим нафсом, спешат обвинить его в слабой уверенности?
Ученый:
– Невежды говорят так из-за непонимания смысла уверенности. Якыйн (уверенность) означает быть уверенным в чем-то, не имея и доли сомнения. Именно поэтому, какой бы грех не совершил мусульманин, засвидетельствовавший свою веру, он не будет сомневаться в своей вере в Аллаха, Его Книги и Его пророков. И если судить всех остальных людей по себе, мы увидим, что и мы можем оступиться, испугаться своего врага, но мы ведь не станем от этого сомневаться в Аллахе, Его Книгах и в том, что снизошло от Него. Мы считаем, каково наше положение, таково и их.
Вернемся к твоему вопросу. Почему ангелы более страшатся своего Господа и более послушны, нежели мы? Это связано с их некоторыми особенностями, одно из которых заключается в том, что они возвышены пророческой и посланнической миссией, а потому возвышены и в вопросе богобоязненности, любви к Господу и в остальных благодеяниях. Другая особенность заключается в том, что они встречаются с другими ангелами и сталкиваются с удивительными вещами. Третья особенность проявляется в их бесстрашии перед напастями. Подобные особенности удерживают их от грехов.
Из книги «Пять трудов Имама Агзама»