Шайтан спросил: «Что будет мне пищей?» Всевышний Аллах ответил: «Если кто-то, приступая к пище, не произнесет Моего имени, то и будет пищей тебе».
Абдуррахман аль-Хузаи, приступая к еде, говорил: «Бисмиллях» («Во имя Аллаха»), в конце же – «Бисмиллях фи аввали ва ахири» («Во имя Аллаха в начале и в конце»).
Когда товарищи спросили у него, почему он так делает, он объяснил: «Один человек кушал. Посланник Аллаха ﷺ смотрел на него. Этот человек не произнес «Бисмилля», но, завершая трапезу, сказал: «Бисмиллях фиаввали ва ахири». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Шайтан ел вместе с ним. Когда же он сказал «Бисмилля …», шайтана вырвало, и в желудке у него ничего не осталось» (Ахмад ибн Ханбал, 4/336).
Читайте также: Если я подумал о плохом, но не сделал этого, является ли это грехом?
Таким образом, шайтан ест то, над чем не произнесли «Бисмилля».
Шайтан спросил: «Что будет мне питьем?» Всевышний Аллах ответил: «Все напитки, вызывающие опьянение».
Шайтан спросил: «Где будут мои собрания?» Всевышний Аллах ответил: «Базары».
Наш Пророк ﷺ сказал: «Самые любимые Аллахом места – мечети, самые ненавистные Ему – базары» (Муслим, Масаджид, 288, 1/464).
Один человек спросил у нашего Пророка ﷺ: «Какое место самое плохое?» Пророк ﷺ ответил: «Не знаю». Когда его посетил Джабраил, спросил об этом у него. Джабраил тоже ответил: «Не знаю, спрошу у Всевышнего Аллаха». Всевышний Аллах сказал: «Самые плохие места – это базары» (Ахмад ибн Ханбал, 4/81).
Базары являются таким плохим местом потому, что там много произносится пустых слов и ложных клятв. Поэтому наш Пророк ﷺ сказал: «Давайте пожертвования (садака) в них, чтобы возместить это» (Ахмад ибн Ханбал, 4/6).
Читайте также: Что такое васваса и как их избежать?
Другим методом возмещения является приветствие «ссаллям». Туфайл передает: «Однажды я пришел к Абдуллаху ибн Умару. Он сказал мне: «Пошли на базар». Я же ответил: «Ты ничего не понимаешь в торге, цен не спрашиваешь, не торгуешься, на собраниях базара не сидишь, давай посидим здесь, поговорим».
Абдуллах ибн Умар сказал же мне: «О, мой дядя, обладатель большого живота (у Туфайля действительно был большой живот), мы пойдем на базар, чтобы приветствовать других «ссаллямом». (Имам Малик, Муватта, 2/962).