Факих (р.г.) со своим иснадом передал от Суфьяна бин Гуйана (р.г.), сказавшего: «Иса (мир ему) сказал хаваритам (помощникам): «О соль земли, не совершайте развратные деяния, так как если что-нибудь испортится, то исправится оно только при помощи соли. Если же испортится соль, то оно ничем не исправится. О хавариты, не берите награды от тех, кого вы обучаете, но берите так, как я беру. Знайте, у вас есть две особенности из-за невежества и смеха. Первая особенность - это смех, без удивления, вторая - сон во время рассвета».
Факих (р.г.) сказал: «Слова пророка Исы (мир ему) «Соль земли» означают, что это ученые, так как ученые исправляют (ошибки) людей и указывают путь в Ахират. Если ученые сойдут с пути, ведущего в Ахират, кто- же тогда будет показывать истинный путь и за кем тогда последуют невежды? Смысл слов Исы (мир ему): «Не берите награды от тех, кого вы обучаете, но берите так, как я беру» - в следующем: поистине, ученые - это наследники пророков, они обучают людей, как обучали людей пророки, не желая вознаграждений от них. Об этом Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: я не прошу у вас награды за то, что обучаю вас, кроме дружбы к близким».
Также Аллах Всевышний сказал:
«Нет у меня никакого вознаграждения, кроме как от Аллаха».
Ученым необходимо следовать пророкам и не спрашивать награды за обучение. Под словами Исы (мир ему) «смех, без удивления» имеется в виду громкий смех, который является порицаемым и деянием невежд. Что касается слов: «сон во время рассвета», то это означает следующее: проводить без сна ночь, а затем спать во время рассвета является деянием глупцов».
Пророк (с.г.в.) сказал: «Сон в начале дня - глупость, сон в середине дня - благое качество, а сон в конце дня - незнание, то есть невежество».
Факих со своим иснадом передал от Ибн Гумара (да будет доволен им Аллах), сказавшего: «Однажды Пророк (с.г.в.) вошел в мечеть и увидел людей, которые разговаривали и смеялись. Пророк (с.г.в.) остановился и поприветствовал их, а затем сказал: «Почаще вспоминайте о разрушительнице наслаждений». Люди спросили: «Что такое разрушительница наслаждений?» «Смерть», - ответил Пророк (с.г.в.). А когда Пророк (с.г.в.) вошел во второй раз, то снова увидел смеющихся людей. Пророк (с.г.в.) сказал: «Будьте разумны! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много».
Факих (р.г.) со своим иснадом передал от Исхака бин Мансура (р.г.), который сказал: «Когда Хизр уходил от Мусы (мир ему), то Муса (мир ему) попросил, чтобы Хизр дал наставления. Хизр (мир ему) сказал: «О Муса, остерегайся принесения вреда, не ходи без цели, не смейся без удивления и не удивляйся грехам грешника. (В некоторых риваятах сказано: «Не гневайся на грешных из-за их ошибок».) О Ибн Гимран, плачь о своих грехах».
Джагфар передал от Масгуда, а он от Гауфа бин Габдуллы, который сказал: «Пророк (с.г.в.) не смеялся, а только улыбался». В этом известии есть доказательство тому, что смех с улыбкой считается мубахом (дозволенным деянием), а громкий смех запрещен. Разумный человек не будет громко смеяться, ибо тот, кто громко смеялся в этом мире, в следующем мире будет сильно плакать. Каким является человек, который много смеется в этом мире? И что его ждет в Ахирате? Поистине, Аллах Всевышний сказал в Коране:
«Пусть же они смеются немного, и пусть они плачут много» («Ат-Тауба», 82 аят).
Рабиг бин Хайсам сказал: «Пусть мало смеются в этом мире, и пусть много плачут в Ахирате в воздаяние за свои злодеяния».
Из книги "Танбихуль гафилин"