Когда умирает кто-либо из мусульман, на остальных верующих ложится ответственность (фард кифая) за его подготовку к захоронению, чтение джаназа-намаза (погребальной молитвы) и само захоронение. Если этот фард выполнит один или несколько мусульман, то с остальных ответственность снимается, если же никто этого не сделает, все будут грешны перед Всевышним.
Такой обряд, связанный с похоронами, основывается на шариате и берёт своё начало ещё с пророка Адама (а.с.):
«После того, как Адам скончался, спустились ангелы с саваном и благовониями из Рая. Они омыли пророка, завернули в саван и нанесли на его тело прекрасно пахнущие благовония. Потом совершили над ним заупокойную молитву, поместили в выкопанную ими могилу и, закрыв тело глиняными плитами (или подобием досок, преграждая прямой контакт земли с телом умершего), засыпали землёй. Когда ангелы завершили своё дело, обратились к потомкам Адама: «То, что мы сделали, является вашей сунной (традицией), установленной Аллахом (из шариата). Отныне подготавливайте и хороните своих умерших таким образом, как это сделали мы!» (Ахмад бин Ханбал, «Муснад», 136).
После установления носилок с телом покойного на землю возле могилы, при наличии возможности, собравшимся следует присесть. Садиться до этого и оставаться на ногах после этого считается макрух (нежелательным).
Умершего укладывают в могилу на правый бок в сторону киблы, развязывают верёвки на саване при их наличии. Те, кто укладывают тело в могилу, произносят «Бисмилляхи уа аля милляти Расулюллах», что означает «С именем Аллаха мы хороним тебя на религии Посланника Аллаха!».
Будет хорошо, если после завершения похорон кто-то останется на некоторое время у могилы и прочтёт суры из священного Корана. Обычно читаются суры «Аль-Мульк», «Аль-Вакиа», «Аль-Ихлас» и муаввиззатайн (2 суры защиты) – «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас». Потом читается «Аль-Фатиха» и начало сура «Аль-Бакара».
Вознаграждение (савабы) от прочитанного посвящаются этому покойному и душам всех остальных верующих, похороненных на этом кладбище. В конце возносится мольба Всевышнему за прощение грехов ныне умершего.
Пришедшим на похороны не следует спешить расходиться сразу, как только будет брошена последняя горсть земли.
Поскольку душе покойного нужно время, чтобы привыкнуть к новой реальности и подготовиться отвечать на вопросы ангелов, которые явятся к нему в тот же миг, как люди покинут его могилу:
«Когда завершался обряд погребения, Посланник Аллаха ﷺ задерживался у могилы и говорил остальным: «Просите у Аллаха прощения для этого человека и чтобы Господь помог ему ответить на вопросы Мункара и Накира. Поистине, сейчас он будет спрошен» (Бухари);
От Анаса бин Малика передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Когда раба кладут в могилу, и его покидают друзья, он услышит стук их сандалий (их уходящие шаги). Тогда к нему приходят два ангела, усаживают его и спрашивают: «Что ты говорил по поводу Мухаммада?». Что касается верующего, то он скажет: «Я свидетельствую, что он раб Аллаха и Его посланник». Тогда его обрадуют: «Посмотри на твоё место в огне! Аллах заменил его тебе на место в Раю!». И он увидит эти оба места» (Бухари, Муслим).
«Талкин» в отношении усопшего – это обряд, проводимый у изголовья могилы мусульманина после его захоронения. Он несёт в себе смысл напоминания покойному о единобожии. Его проведение является желательным действием, поскольку это указано в хадисах, трудах учёных и практике мусульман:
«От Саида бин Абдуллаха аль-Авади передаётся: «Я видел, как Абу Умама аль-Бахили, находясь в предсмертной агонии, сказал: «Когда я умру, поступите со мной, как повелел Посланник Аллаха ﷺ: «Когда умрёт кто-либо из ваших братьев, и вы приравняете землю на его могиле, пусть один из вас встанет у его могилы и скажет: «О, такой-то сын такой-то!», поистине, покойный слышит, но не отвечает. Затем читающий пусть скажет: «О, такой-то сын такой-то!», и тогда покойный сядет. Затем пусть читающий еще раз скажет: «О, такой-то сын такой-то!», и тогда тот скажет: «Наставь нас», но вы не услышите этого. Тогда пусть читающий скажет: «Ты помни то, с чем ты покинул этот мир, – свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и, поистине, Мухаммад – Его раб и посланник, и что ты был доволен Аллахом как Господом, исламом как религией, Мухаммадом как пророком, Кораном как наставлением». После этого ангелы Мункар и Накир возьмут друг друга за руки и скажут: «Пойдём! Для чего нам допрашивать того, кому подсказали его ответы?..» (Табарани).
Таким образом, последнее, что доведётся услышать умершему – это полезное наставление от единоверцев и их отдаляющиеся шаги после исполненного перед ним братского долга. Пусть Всевышний дарует благой исход каждому верующему…