Начало: Как выглядел Абу Ханифа? Воспоминания людей, знавших его лично
Вопреки имеющимся суждениям, вступление Абу Ханифы на путь знаний было не из каких-либо корыстных побуждений, а из его собственного желания узнать больше. Он не нуждался в мирском, так как был весьма успешным торговцем, поэтому за очень короткое время он прославился среди людей и своими познаниями.
Чтобы понять в насколько раннем возрасте Абу Ханифа стал широко известен, нужно вычесть из семидесяти летнего срока его жизни – сорок лет, которые он, согласно приводимым во всех исторических источниках данным, не спал, простаивая ночь в молитве. Получается, что уже в тридцатилетнем возрасте Абу Ханифа стал для многих известен и интересен.
На его известность указывает и легенда, согласно которой он принимает решение всю оставшуюся жизнь соответствовать своему образу, после того, как случайно слышит о себе хвалебные слова, не совсем соответствующие действительности.
После того, как Абу Ханифа углубился в других науках, он основательно взялся за изучение фикха, в чем также очень скоро преуспел. Поначалу у него был свой кружок, который он проводил в одной из мечетей, там же, где преподавал и его будущий учитель Хаммад.
Об этом в своем труде Захаби пишет следующее: «Абу Ханифа очень рано начал преподавать, он углубился во всех исламских знаниях, кроме фикха. Он проводил свои занятия неподалеку от занятий своего учителя Хаммада.
Однажды к нему пришла женщина с просьбой разъяснить, как мужчине должно разводить жену согласно сунне. Не найдя точного ответа, Абу Ханифа отправил её за ответом к Хаммаду, но попросил вернуться и рассказать что он сказал.
Услышав ответ Хаммада, Абу Ханифа оставил свои занятия и присоединился к кружку учителя. Он стал заучивать наизусть всё, что тот говорит и даже поправлять своих товарищей. Вскоре Хаммад посадил его рядом с собой, и так прошло десять лет[1].
Вскоре Абу Ханифе, как и любому другому человеку, снова захотелось преподавать. Но вышло так, что Хаммаду понадобилось на время уехать, поэтому он попросил Абу Ханифу заместить его. За два месяца отсутствия учителя, Абу Ханифе пришлось ответить на шестьдесят поступивших от граждан вопросов, ответы на которые они позже разбирали вместе с Хаммадом.
Выяснилось, что из шестидесяти вопросов, Абу Ханифа смог дать верный ответ лишь на сорок. После этого Абу Ханифа поклялся, что больше никогда не оставит своего учителя пока тот жив, и так прошло ещё десять лет. После смерти Хаммада Абу Ханифа основал свой кружок, он обзавелся множеством учеников и слушателей, на тот момент ему было чуть больше сорока лет[2].
Некоторые могут подумать, что Абу Ханифа был мало сведущ в вопросах арабского языка и других науках, таких, например, как наука о хадисах или тафсир. На это Ибн Хаджар отвечает следующим образом:
«Нельзя думать, что Абу Ханифа был сведущ только в вопросах фикха. Это не так! Он имел очень глубокие познания не только в шариатских науках, хадисах и тафсире, но также был хорошо эрудирован в литературе и высоко ценил всякого рода мудрость».
Сегодня многим недоброжелателям Абу Ханифы свойственно думать иначе, однако такое мнение не имеет под собой никаких оснований и уходит корнями в глубину веков, когда завистливые современники ученого ещё только измышляли и распускали против него столь ложные и клеветнические слухи. Но если Аллах пообещал зажечь и сохранить на этой земле свой свет – так оно и будет.
Лживость подобных заявлений раскрывается при изучении применяемой Абу Ханифой методики в выработке решений по вопросам фикха, где он, порой, прибегал к аналогии даже из грамматики арабского языка. Знающий и изучающий его методологию человек поймет, что в вопросах владения арабским языком Абу Ханифа был намного выше многих своих современников.
Такие ученые, как Замахшари и другие даже посвящали этому отдельные труды. После того, как Ибн Хаджар опровергает заявления в адрес Абу Ханифы относительно его незнания арабского языка, он принимается один за другим опровергать заявления относительно его не знания хадисов[3].
Несмотря на то, что о поездках Абу Ханифы сказано и написано очень много, доподлинно известно, что никуда кроме Басры и Мекки он с целью приобретения знаний не ездил. Почему? Да потому, что многие сподвижники посланника Аллаха (мир ему), такие, как ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Мас’уд, Анас ибн Малик и другие жили в Куфе, и между ними и Абу Ханифой был один, максимум – два человека.
Куфа была пристанищем сподвижников Пророка (мир ему), известных своими глубокими знаниями в области фикха и хадисов. Что стоит того, что Абу Ханифа видел при жизни самого Анаса ибн Малика, почерпнул знаний у Катады, Ибн Мас’уда и других великих сподвижников.
Вместе с тем, он чувствовал, что нуждается в больших знаниях, и что за этими знаниями ему придется ехать в Басру и Медину. Именно туда на протяжении всей своей жизни и станет ездить Абу Ханифа за новыми знаниями.
____________________________________
[1]Захаби, Сийар ал-А’лям ан-Нубаля, VI, 395; Ибн Хаджар ал-Хайсами, ал-Хайрат ал-Хисан, стр. 38.
[2] Ибн Хаджар ал-Хайсами, ал-Хайрат ал-Хисан, стр. 39.
[3] Ибн Хаджар ал-Хайсами, ал-Хайрат ал-Хисан, стр. 39.
Islam-today