Фото: MalikNalik / shutterstock.com
В хадисах подчеркивается желательность беззвучного совершения зикра. Однако в комментарии к книге «аль-Кашшаф» сказано, что совершение зикра про себя или вслух зависит от ситуации.
В книге «аль-Мунзир» говорится: «Громко поминать Аллаха дозволительно. А если это делается, не примешивая рия и показухи, то даже желательно. Баракят от такого зикра достигнет торговых лавок, домов и комнат, и там его услышат. За человека, произносившего такой зикр, в Судный день будут свидетельствовать деревья, камни и все другие существа».
Некоторые шейхи рекомендовали зикр, совершаемый скрытно, поскольку в этом случае не будет рия (показухи). А это, в свою очередь, зависит от намерений человека. Твердому в своих намерениях человеку читать Коран и совершать зикр лучше вслух.
Ибн Мас‘уд радыяллаху ‘анху однажды увидел людей, собравшихся в мечети и совершающих зикр громким голосом. Они повторяли «Ляя иляха илляллах».
– Я считаю вас сторонниками бид‘ата, – сказал он им и вывел их из мечети.
Причина данного запрета Ибн Мас‘уда радыяллаху ‘анху состояла не в том, что они громко произносили зикр, а в их неподобающем поведении в мечети.
Путешествие к Аллаху: когда человек становится ближе всего к Богу?
Тайный зикр распознается по распространяемому им вокруг особому духу. Тайный зикр совершается сердцем, без участия языка. Этот зикр приносит такое удовлетворение, которое невозможно описать словами. Здесь имеется в виду не тот сокрытый зикр, о котором говорилось ранее. Тот зикр проговаривается языком, но только негромко.
Такие зикры, как тахлиль (то есть «Ляя иляха илляллах») или тасбих, лучше совершать только сердцем, или же предпочтительней совершать языком при участии сердца? По этому поводу были разногласия. Говорили о предпочтительности первого, то есть тайно совершаемого действия, и приводили соответствующие доводы. Другие же считали, что лучше совершать зикр и языком, и сердцем. Второе мнение более правильное.
Имам ан-Навави рахимахуллахи в комментарии к сборнику имама Муслима также отдал предпочтение этому варианту.
Если мюрид сумеет с глубокой искренностью совершить тайный зикр в полном смысле этого понятия, то при произнесении «Ляя иляха илляллах» его дыхание начнет издавать аромат, подобный мускусу. Некоторые из великих распространяли вокруг приятные запахи, хотя и не пользовались благовониями. Такие случаи наблюдались нередко. Иногда же воздух, который они вдохнули, при выдохе изливался из их уст в виде луча света.
Записывают ли ангелы зикр, совершаемый сердцем, или не записывают? Относительно этого были разногласия. Некоторые говорили, что ангелы записывают на бумаге и фиксируют аромат, подобный мускусу, исходящий от совершаемого сердцем зикра. Некоторые же говорили, что они не смогут записывать.
Зикр, совершаемый сердцем, никто не может распознать, кроме Аллаха, и ангелы не могут его записать. Более достоверным является первое суждение.
Час, когда распределяется дневной удел каждого
Из книги «Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»