Вопрос: ИншаАллах Рахман, в этом году я собираюсь в Хадж, кстати, через ДУМ РТ Хадж. И у меня есть некоторые вопросы, вернее, один. Не могли бы вы разъяснить разницу между хаджем-ифрад и таматту? Надеюсь, это Вам знакомо? И есть ли еще какие-либо виды хаджа, если есть, то какие и какова разница между ними?
Я смотрю, по хаджу вопросов мало задают решил подправить это дело, неужели никто не едет в хадж? Я знаете, что заметил, в хадж едут полно джахилей, слышал такие случаи - что люди, только находясь в хадже, учатся читать намаз! Субханллах, хазрат! Хадж - ведь это серьезно, я уже второй год готовлюсь, изучаю, учу молитвы, а некоторые по пути в аэропорт учат все это (( Я, конечно, сейчас открыл свое дело, альхямдуллях, хазрат, все развивается, возможно, когда-нибудь, как имам Агзам, 50 раз совершу хадж, инша Аллах!)) Саляму алейкум, хазрат, спасибо вам за ваше дело. Нужно, нужно просвещать народ, великое дело делаете, хазрат! (Мустафа)
----------------------------------------------------------------------------
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саляму алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
Я Вас от всей души поздравляю с тем, что вы едете в хадж. По видам хадж можно разделить на 4 категории. Это вы сможете найти практически в любой ханафитской книге по фикху (см. книгу о Хадже, например, в Кудури, Викая, Ихтияр и т.д.)
1. Хадж-ифрад – хадж, при котором паломник входит в ихрам только для совершения хаджа, без умры. Он называется «ифрад», что означает «отдельный», т.е. без умры.
2. Хадж-таматту – хадж, который совершается в месяцы хаджа с отдельным намерением и отдельным вхождением в ихрам для умры и хаджа.
3. Хадж-кыран – совершение хаджа и умры с одним намерением и с однократным вхождением в ихрам.
4. Условия совершения хаджа-таматту и хаджа-кыран:
а) Паломник должен быть афаки – лицом, проживающим за пределами миката [1]. Человек, живущий в пределах миката (на территориях Харам и Хилль) [2], не может совершать хадж-таматту и хадж-кыран. Афаки, которые прибыли в Мекку до наступления сезона хаджа, также не могут совершать хадж-таматту и хадж-кыран. Им разрешается выполнять только хадж-ифрад. Если паломники этой категории совершат в сезон хаджа умру, на них налагается искупление в размере одного курбана – жертвоприношения.
б) Умра и хадж должны совершаться в сезон хаджа одного и того же года. Если паломник, намеревающийся совершить хадж-таматту, совершит умру (или хотя бы 4 круга тавафа умры) до наступления сезона хаджа, то такой хадж не будет ни хадж-таматту, ни хадж-кыран, а будет хадж-ифрад.
в) После умры, совершенной в сезон хаджа, не уезжать на место проживания. Те, кто после умры по какой-либо причине возвращаются на место проживания, для совершения хаджа-таматту должны совершить умру заново. В противном случае, будет совершен хадж-ифрад.
[1].Микат – 5 мест в нескольких километрах от Мекки, указанных самим Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), в которых паломники входят в состояние ихрама.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Илдус Файзов