Нам доподлинно неизвестно, отмечался ли каким-то особым образом день рождения Мухаммада Расулюллаха ﷺ в давние времена, было ли принято угощать в этот день бедных и неимущих, раздавать им садака, декламировать касыды на арабском и тюркском языках о рождении Посланника Аллаха и его жизни.
Но в шестом году хиджры правитель Ирбиля по имени Малик Музаффар Абу Са‘ид Кукбуре бин Али бин Биктакин из-за своей искренней любви к Посланнику Аллаху ﷺ и душевной щедрости заложил традицию проводить маджлисы с чтением касыды «Маулид-шариф», накрывая богатые столы, собирая много народа и угощая всех, кто пожелает, щедро раздавая им милостыню, творя благие дела и оказывая всевозможную помощь нуждающимся.
Таким образом, он ежегодно собирал на «Маулид-шариф» ученых, шейхов и всех бедных и неимущих, раздавая им вкусные угощения. Он щедро одаривал красивыми одеждами тех, кто декламировал касыду «Маулид-шариф», а также ученых и шейхов, расходуя на это около трехсот тысяч золота.
По причине искренней любви и привязанности к Посланнику Аллаха ﷺ и по случаю праздника «Маулид-шариф», этот правитель приносил радость своей умме, многочисленным бедным и ученым, не жалея на это своего имущества.
Хафиз бин Раджаб в своей книге «Латаиф аль-Ма‘ариф» приводит хадис о желательности соблюдения поста по понедельникам, а также указывает на наличие доказательств о дозволенности празднования Маулида ан-Наби и желательности открыто и коллективно возносить салаваты и благодарности в этот день.
В сборнике «Сахих» имама Муслима приводится хадис от Абу Катады, в котором сообщается, что, когда у Посланника Аллаха ﷺ спросили о причине соблюдения поста по понедельникам, он ответил: «Это – день, когда я родился и когда мне было ниспослано пророчество».
Из этого хадиса следует, что нужно с почтением относиться к тому дню, в котором родился Посланник Аллаха ﷺ и когда ему было ниспослано пророчество, и что мусульмане должны благодарить Всевышнего Аллаха за такую великую милость как наш любимый Пророк ﷺ.
Исходя из этого, можно утверждать, что не является безосновательным, а скорее правильным, празднование согласно лунному календарю дня рождения Посланника Аллаха ﷺ в рамках, дозволенных шариатом.
Вместе с хадисами, которые мы приводили выше от Хафиза ибн Раджаба и Муслима, следует упомянуть и мнения великих мухаддисов и факихов.
Из хадисов, которые приводят ас-Суюти, Аскалани и Касталяни в своих трудах, мы видим, что и они давали фетвы о том, что празднование и почитание Мавлида ан-Наби является дозволительным и желательным деянием.
Кто хочет удостовериться в подлинности этих доказательств, пусть изучит книгу Юсуфа бин Исмаиля Набахани «Худжатуллахи ‘аляль ‘алямин фи му‘джизат саййидиль мурсалин».
Статья Галимджана аль-Баруди из журнала «Ад-дин валь-адаб»