Фото: Silver Wings/ shutterstock.com
Выплата закята была сделана фардом на второй год по Хиджре.
Следующие аяты Корана: «Совершайте намаз, выплачивайте закят» (Аль-Бакара, 2/43, 110; Аль-Хадж, 22/78; Ан-Нур, 24/56; Аль-Муджадала, 58/13; аль-Музаммиль, 73/20) служат доказательствами того, что закят является фардом.
Исламская религия объединила взаимопомощь с верой и сделала так, что выплата закята стала одним из основных столпов ислама.
Согласно исламу, истинным владельцем материальных благ, которыми обладает человек, является Сам Аллах. С этого капитала, который дан на хранение, часть нужно отдать другим. Это ясное и четкое повеление проходит во многих аятах.
«И поделитесь [вы, их хозяева] с ними из того имущества, которое Аллах дал вам» (Ан-Нур, 33).
Перечисляя в Коране признаки праведных рабов, наилучшим образом осознающих свою ответственность, особо обращается внимание на инфак (расходы и пожертвования на пути Аллаха).
«Та Книга [Этот досточтимый Куръан, о котором говорили еще Муса и Иса [мир им], был ниспослан от Всевышнего Аллаха, и поэтому] – нет сомнения в ней [в этой Книге] – указатель верного пути для богобоязненных [которые по-настоящему боятся ослушаться приказов Всевышнего и совершить что-то запретное]. Те [богобоязненные], которые верят в тайное [во все, что относится к основам веры и не ощущается органами чувств, не познается разумом, а узнается лишь от пророков], выстаивают [полноценно обязательный] намаз и расходуют [на пути Аллаха, выплачивая закят и фитр] из того, что Мы дали им в удел» (Аль-Бакара, 2-3).
Кроме того, в Священном Коране из сообщения о том, что в имуществе состоятельных людей есть доля нуждающихся, следует, что помощь нуждающимся является не выражением доброты, а наоборот, человеческим долгом и ответственностью.
«Они выделяли долю своего имущества для просящего и обездоленного» (Аз-Зарият, 19).
«Которые выделяют определенную долю из своего имущества, для просящих и обездоленных, которые верят в День воздаяния, которые испытывают трепет перед наказанием от своего Господа» (Аль-Мааридж, 24-27).
Фото: Macrovector/ shutterstock.com
Закят – это ежегодная выплата мусульманами, которые с религиозной точки зрения считаются состоятельными, определенной части материальных средств в пользу бедных. Помощь бедным людям ислам не отдал на волю отдельного человека, а сделал выплату закята обязанностью состоятельных людей. Так как закят – это доля бедных в благах, которыми Аллах наделил состоятельных людей.
В закяте много пользы как для этой, так и для вечной жизни. В этой жизни закят – это вера, изобилие и умиротворение, а в вечной жизни – райские сады.
«Бери [о Мухаммад] из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их [от грехов] и исправить. Молись за них! Ведь, поистине, твои мольбы – успокоение [милость] для них [либо покой – как следствие принятого покаяния]. И Аллах – Слышащий, Знающий» (Тауба, 103)
Этот аят говорит о приобретении для тех, кто выплачивает закят. Следующий аят сообщает о потере тех, кто не выплачивает закят:
«А тех, которые накапливают золото и серебро, и не тратят их на пути Аллаха – обрадуй [Мухаммад] болезненным наказанием» (Тауба, 34).
Фото: Ayunannas/ shutterstock.com
Лица, для которых обязательна выплата закята – это находящиеся в здравом рассудке, достигшие совершеннолетия и считающиеся состоятельными с точки зрения религии. Исходя из этого, лица, для которых обязательна выплата закята, должны обладать следующими качествами:
• Быть мусульманином.
• Достичь совершеннолетия.
• Находиться в здравом уме.
• Не иметь долгов.
Лица, не являющиеся мусульманами; или не достигшие совершеннолетнего возраста; или потерявшие рассудок, не обязаны выплачивать закят. Человек, у которого есть средства, достигшие размера нисаба и даже превышающие его, но при этом имеющий долги, не обязан выплачивать закят.
В аяте говорится:
«[Обязательные] Пожертвования [именуемые закятом] передаются только бедным [у кого средств недостаточно] и нищим [это те, у кого нет средств на жизнь], тем, кто их собирает [а также распределяет и ведет учет закята], и тем, чьи сердца [и расположение] хотят завоевать, [для выкупа] рабов [работающих на свое освобождение – мукатаб], должникам, [для расходов] на пути Аллаха и путникам [у которых нет средств продолжить свой путь]. Так установил Аллах. И Аллах – Знающий, Мудрый» (Тауба, 60).
Фото: akramalrasny/ shutterstock.com
Тех, кому можно выплачивать закят, можно перечислить в следующей последовательности:
• Бедняки
• Нищие
• Должники
• Путники
• Совершающие джихад во имя Аллаха и распространяющие ислам
• Те, кто должен обладать нисабом
• Служащие, которые заняты сбором закята
• Невольники, которых нужно освободить
Отдавая закят бедным людям, желательно соблюдать следующую очередность: братья и сестры, племянники, дяди и тети по отцовской линии; дяди и тети по материнской линии; их дети, другие родственники; соседи; коллеги по работе; бедняки, проживающие в той местности, где проживает человек, выплачивающий закят; бедняки, проживающие в другой местности.
Человек должен начать выплату закята, прежде всего, с ближайших родственников. Закят не дают матери и отцу, дедушке и бабушке, детям и внукам, супруге, богатым людям и тем, кто не является мусульманином. Лицам другого вероисповедания можно дать садака, но ни в коем случае нельзя давать закят.
В Священном Коране говорится:
«Те, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен. И Аллах увеличивает [награду], кому пожелает. И Аллах – Всеохватывающий, Знающий.
Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и затем не попрекает [этой помощью] и не оскорбляет [тех, кому помогли], предназначена награда у их Господа. Они не испытают страха и не будут опечалены.
Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует нанесение обиды. И Аллах – Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, Отменяющий наказание. О верующие! Не уничтожайте свою милостыню попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество напоказ людям, не веря при этом в Аллаха и в Судный день. Он подобен большому камню, покрытому пылью. Начался ливень и оставил [камень] гладким [и чистым]. Они не получат ничего за то, что совершили. Аллах не ведет прямым путем неверующих» (аль-Бакара, 261-264).
Рамадан-2024: размеры фитр-садаки, фидии и нисаба
«Мое поклонение»