
Фото: Ислам-тудей
Источником сомнений тех, кто опровергают сунну, несомненно, является неправильное понимание ими значения слова «зикр» в 9‑м аяте суры «аль-Хиджр». Их сознание ограничило значение слова «зикр» лишь Куръан Каримом. Они делают вид, будто не понимают или забыли, что обещание Всевышнего Аллаха защитить «зикр» относится не только к Куръану, но и к исламу в целом, неотъемлемой частью которого является сунна. Если обратиться к трудам специалистов в области тафсира, то увидим, что относительно слова «зикр» они перечисляют множество значений.
В Куръан Кариме слово «зикр» употребляется пятьдесят два раза и имеет много значений. Это такие значения как «Куръан, посланничество, шариат, упоминание, сунна, наставление, достоинство, поклонение».
Мадждуддин аль-Фирузабади рахимахуллахи передает такое высказывание ученых по этому поводу: «Слово «зикр» Всевышний Аллах упомянул в Куръан Кариме в более чем двадцати значениях. И одно из этих значений – «рисалят, то есть: посланническая миссия Расулюллаха».
Ещё одним доказательством того, что Всевышний Аллах защищает всю Свою религию, состоящую из Куръана и сунны, являются вот эти слова Всевышнего Аллаха:
يُرِيدُونَ أَن يُطْفِؤُواْ نُورَ اللّٰهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَيَأْبَى اللّٰهُ إِلاَّ أَن يُتِمَّ نُورَهُ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ
«Они хотят погасить свет [закон и доводы] Аллаха своими устами [словами]. Однако Аллах не допустит этого и доведет до полноты Свой свет [даст раскрыться истинной вере до конца], даже если [это] и не нравится неверующим».
«Ат-Тауба / Покаяние», 9:32
В этом аяте свет (нур) Всевышнего Аллаха означает Его религию, которой Он остался доволен для Своих рабов. Ею Он возложил ответственность на людей, ею удовлетворил их потребности и ее ниспослал в откровении Своему Посланнику в виде Куръана и сунны. Это было сделано для того, чтобы с нею люди достигли счастья и благополучия в этом мире и в ахирате.
В таком случае, подходящий смысл для слова «зикр» в этом аяте из суры «аль-Ан‘ам» – это посланническая миссия Расулюллаха ﷺ, которая охватывает все предписания, имеющиеся в Куръане и сунне. Если говорить о таком понимании смысла этого слова, то нужно отметить, что Куръан и сунна – это дошедшее от Всевышнего Аллаха откровение. Пророк ﷺ ничего не говорил от себя или то, что ему вздумается:
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ ۞ إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ
«И он не говорит, что ему вздумается. Все это – не что иное, как внушенное [ему] откровение» (Ан-Наджм,3-4).
Тогда почему же Аллах, Велик Он и Могуч, обещал оберегать Куръан, но не обещал защищать сунну? Тогда как они оба дошедшие от Всевышнего Аллаха откровения.
Фото: Ilyas Al Aziz/ elements.envato.com
Один из ведущих ученых захиритского мазхаба Ибн Хазм рахимахуллахи так говорит об этом: «Между учеными в сфере шариатских наук и специалистами в области языкознания нет разногласий по поводу того, что любое откровение, ниспосланное от Всевышнего Аллаха, есть ниспосланное от Него наставление («зикр»). А всё откровение бесспорно защищено Аллахом».
В таком случае Всевышний Аллах, конечно же, обеспечит сохранность всего, что Он обязался защищать, не позволив никаких искажений, замену слов или их значений, а при появлении искажений тотчас же выяснится их ложность. Всевышний Господь взял это на Себя.
Следовательно, принесенная Пророком ﷺ религия взята под защиту, поскольку Всевышний Аллах обязался обеспечить ее сохранность. Она доведена до каждого в таком виде, в какой дошла от Аллаха Субханаху ва Та‘аля. И так продолжится до тех пор, пока не наступит Конец света. Сообщая об этом, наш Господь сказал:
لأُنذِرَكُم بِهِ وَمَن بَلَغَ
«И мне внушен откровением этот Куръан, чтобы посредством него я предупреждал вас и тех, до кого он дойдет [об опасности неверия и грехов]» (Аль-Ан‘ам, 19).
Отсюда становится очевидным, что нет никакой вероятности потери/исчезновения чего‑либо из сказанного Расулюллахом ﷺ о религии. Также невозможно, чтобы какой‑либо относящийся к религии вопрос смешался с чем‑то ложным/безосновательным до такой степени, чтобы их нельзя было различить. Так как в этом случае окажется, что сохранность «зикра» (откровения) не обеспечена.
Всевышний Аллах назвал «зикром» Куръан и разъясняющую его Сунну, которые Он в свою очередь ниспослал Своему Пророку в виде откровения. Потому предположения тех, кто безосновательно утверждает, что «зикр» относится только к Куръану, ошибочно. Иначе, если бы они были правы, слова Всевышнего Аллаха:
وَلَوْ جَعَلْنَاهُ مَلَكًا لَّجَعَلْنَاهُ رَجُلاً وَلَلَبَسْنَا عَلَيْهِم مَّا يَلْبِسُونَ
«И если бы Мы сделали его [пророка] ангелом, то он все равно был бы мужчиной [в образе человека, поскольку видеть ангела в его истинном облике человек не способен] и [тем самым] оставили бы непонятным то, что им [и так] непонятно [и они все равно говорили бы, что это человек – такой же, как они]», – будут ложным, невыполненным обещанием. А такого не станет говорить ни один мусульманин.
Всевышний Аллах также сказал следующее:
بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«[И до тебя Мы отправляли посланников] С ясными знамениями и писаниями [с повелениями и запретами для этих общин]. А тебе Мы ниспослали Наставление [Куръан] для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались [над истиной, содержащейся в Куръане]» (Ан-Нахль, 44).
В таком случае, будет правильным сказать, что на нашего Пророка ﷺ возложена обязанность излагать, разъяснять людям Куръан Карим. Если же разъяснение Куръана не будет взято под защиту, то не будут предприняты меры для избавления от тех вещей, которые не из Куръана.
В результате станет невозможным использование доводов Куръан Карима, доказывающих те или иные предписания. И многие хукмы в Куръане, исполнение которых для нас обязательно, тоже окажутся ложными/недействительными. Мы не сможем узнать из них истинную цель Всевышнего Аллаха, не поймем ошибку того, кто ее допускает, не различим ложь того, кто лжет намеренно. Ищем защиты у Аллаха от такого положения.
Мухаммад Йелкенджи«Ясной религии ислам не может быть без посланника Аллаха ﷺ»