В исламе жертвоприношение является актом поклонения, приближающим к довольству Аллаха. Слово «курбан» образовано от арабского корня «карабэ», что означает приближение к Аллаху. Этот обряд существует во всех религиях и имеет довольно долгую историю.
В Коране говорится:
«И каждой [верующей] общине [до вас] Мы определили места жертвоприношения [или религиозные обряды], чтобы они [при забое] произносили имя Аллаха над [животными], которыми Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. Сообщи [о Мухаммад] радостную весть смиренным [и покорным Аллаху]» (аль-Хадж, 34).
В исламе акт жертвоприношения совершается по особым случаям и праздникам. Жертвоприношение – основное поклонение праздника Курбан-байрам. Также оно совершается при рождении в семье ребенка (акыка) и в случае, когда человек дает клятву исполнить какое-либо дело (назр). Чем отличаются эти три вида курбана, расскажем далее.
Жертвоприношение в дни Курбан-байрама по ханафитскому мазхабу является ваджибом (обязательным) для каждого половозрелого мусульманина, не являющегося путником и обладающим финансовой возможностью.
Я купил жертвенное животное, но в Курбан-байрам не смог его заколоть. Что мне делать?
История возникновения данного обряда восходит к пророку Ибрахиму (а.с.) и его сыну Исмаилу (а.с.). Однажды Ибрахим увидел сон, в котором ему было сказано: «Аллах велит тебе принести в жертву твоего сына Исма‘ила (а.с.)».
Ибрахим (а.с.) долго думал не от шайтана ли этот сон. Но когда увидел его вновь, понял, что данное повеление исходит от Аллаха. Ибрахим (а.с.) велел своей жене Хаджар хорошенько вымыть сына Исмаила (а.с.) и намаслить его тело благовониями. Он сказал ей, что они пойдут пасти овец.
Ибрахим (а.с.) остался наедине со своим сыном Исмаилом. Взяв сына за руку, он начал с ним советоваться. Поскольку повеление Аллаха было категорическим, он хотел объяснить это сыну и подготовить его к предстоящему событию. Он подробно объяснил, что им надо быть терпеливыми и стойкими перед выпавшим на их долю тяжким испытанием, что нужно повиноваться воле Аллаха.
Они оба покорились воле Аллаха. Ибрахим (а.с.) положил Исмаила (а.с.) на землю, собираясь произвести заклание. Повернув его лицом вниз, он изо всех сил ударил ножом в шею Исмаила (а.с.). Но, по воле Аллаха, нож не стал резать и согнулся. Так произошло несколько раз. И тогда послышался глас:
«О Ибрахим! Отпусти своего сына. Барана, который спустится с этой горы, принеси в жертву вместо сына».
Когда Ибрахим (а.с.) посмотрел, подняв голову, увидел спускающегося с горы в направлении к Мине крупного и красивого барана. Ему было сказано, чтобы он совершил ритуальное заклание этого барана в качестве выкупа за своего сына. С тех пор, это обычай данного дня в знак покорности Аллаху.
Лучшим днем для совершения курбана является первый день праздника после праздничного намаза и до захода солнца. Но также можно совершить и в последующие два дня праздника.
В хадисе сказано: «Сын Адама не совершал перед Аллахом более приятного поступка, чем пролить кровь в день жертвоприношения. Этот курбан явится в день Суда с рогами, шерстью и копытами. Кровь курбана не успеет пролиться на землю, как курбан будет принят перед Всевышним Аллахом. Поэтому не огорчайтесь из-за закланных вами курбанов, а душевно радуйтесь».
Кому полагается мясо животного, которое было принесено в жертву в качестве обета?
Мясо жертвенного животного желательно разделить на три части, одну раздать нуждающимся, другую – родственникам, третья – оставить себе.
Акыка – это приношение в жертву барана или овцы в честь рождения ребенка. Резать акыку-курбан является мустахабом.
Акыка совершается на седьмой день после рождения ребенка.
В хадисе сказано: «Акыка – это принесение в жертву за мальчика двух баранов, за девочку – одного барана».
В книге «Шир'атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама» сказано: «Самурой радыяллаху ‘анху было передано от нашего Пророка ﷺ: «Мальчик – это залог за акыку».
Иначе говоря, для защиты ребенка от несчастных случаев и бед нужно резать курбан. Если же курбан не будет зарезан, то ребенок не спасется от бед. Шафа‘ат ребенка за отца и мать станет возможным благодаря акыка-курбану. Если акыка за ребенка не будет зарезан, то в ахирате этот ребенок не сможет стать заступником за своих родителей».
Особенности акыка-курбана в точности такие и у жертвоприношения в Курбан-байраме. Что неприемлемо для курбана, то же самое неприемлемо и для акыка-курбана. Часть мясо следует раздать беднякам. Или же всё мясо надо сварить и, ничего не отрезая, целиком отдать нуждающимся в виде пожертвования.
Назр – это жертвоприношение в качестве обета, которое человек делает для себя ваджибом добровольно.
Назр значит обет Всевышнему. Человек может совершить назр, не связывая его с каким-либо бы условием, просто ради Аллаха. Или же поставить условие, что например, я совершу назр, если кто-то излечится от болезни, и когда это случится, то жертвоприношение становится обязательным для него.
Однако мясо животного, принесенного в жертву в качестве обета, человек, совершивший это жертвоприношение, есть не может, также не могут употреблять в пищу его родственники.
Жертвоприношение, совершенное в соответствии с завещанием умершего, также считается обетом. Человек, совершивший это жертвоприношение, и его близкие, не могут есть это мясо.
Назр курбан также совершается в дни Курбан-байрама.
Во всех случаях в жертву приносится здоровое животное, не хромающее и не умеющее увечий. В качестве курбана, как правило, выбираются овцы и козы старше шести месяцев, коровы старше двух лет или верблюды с пяти лет. Пол животного значения не имеет. В жертву не приносятся такие мелкие животные, как: курица, петух, утки и гуси.
Газиз Булатов
Фото: elements.envato.com/