Фото: safakc1 / elements.envato.com.
Обретение полезных знаний – это благодеяние. Привести в порядок родник или очистить колодец, чтобы люди могли попить воды, – это тоже благодеяние.
Однажды Са‘д ибн ‘Убада радыяллаху ‘анху спросил у Посланника Аллаха ﷺ:
– О Посланник Аллаха! У Са‘да умерла мать. Какая садака для нее лучше всего?
Посланник Аллаха ﷺ ответил:
– Вода! Выкопай колодец. Вот это и будет для матери Са‘да («Сунан» Абу Дауда, Закят, 42; ан-Насаи «Сунан», Васая, 9).
Тонкости ислама: улыбка – это тоже садака?
Построить мечеть или отдать вакфу экземпляры Корана тоже является благодеянием. Оставить представителя, чтобы он совершал за тебя истигфар после твоей смерти, – это тоже благое дело.
Наш Пророк ﷺ говорил: «После смерти человека книга его деяний закрывается, за исключением трёх (у трех людей книга деяний не закроется, и продолжится запись савабов). Это – садака-и джария, знания, которыми пользуются, и праведное дитя, возносящее дуа за отца и мать» («Сахих» аль-Бухари, Адабуль-муфрад, № 38; ат-Тирмизи, № 1376; «Сахих» имама Муслима, № 1631).
Фото: Iakobchuk / elements.envato.com.
Садака-и джария – это то, чем люди продолжают пользоваться после смерти дарителя вакфу. Под знаниями, которыми пользуются, имеются в виду общедоступные знания. Оставить после себя книгу, содержащую сведения по шариату, которые следует изучать, это тоже благодеяние. Она принесет пользу своему автору. От бесполезных знаний не будет и саваба. От праведного сына есть польза его отцу. От неправедного же сына нет пользы.
В хадисе сказано о праведном ребенке, который станет возносить дуа за своего отца. Праведный ребенок в любом случае принесет пользу своему отцу, независимо от того, будет он возносить молитвы за него или же не станет. Это всё равно, что посадить дерево… Пока люди питаются плодами этого дерева, посадивший его человек будет получать савабы, даже если покушав этих плодов, люди не станут произносить дуа («Шарх аль-Машарик»).
Фото: Image-Source / elements.envato.com.
Возносить дуа за своего брата мусульманина с пожеланием ему добра – это тоже садака. Произносить салаваты нашему Пророку ﷺ – тоже благодеяние. Отдавать на временное пользование ведра и другую подобную утварь – тоже садака.
Поправить отношения двух враждующих между собой людей – это тоже благодеяние. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Помочь найти взаимопонимание двоим – благодеяние» («Сахих» аль-Бухари, Сульх, 2; «Сахих» имама Муслима, Бирр, 101; см.: «Сунан» Абу Дауда, Адаб, 50; ат-Тирмизи, Бирр, 26).
В другом хадисе сказано: «Самое лучшее из благодеяний – нахождение взаимопонимания между двоими» («Сунан» Абу Дауда, Адаб, 50; ат-Тирмизи, Сыфатуль Кыяма, 56).
Чьи дуа принимаются, а чьи – нет?
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»