Фото: wirestock/ elements.envato.com
Слово «халват» в переводе с арабского переводится как «уединение», «место уединения». В тасаввуфе это понятие означает уединение мюрида по велению шейха в особой части текке или ханака, называемой чилехана или халватхана, посвятив себя Аллаху.
Целью уединения является удаление из сердца всего, что связанно с преходящим миром, очищение души от посторонних мыслей и пороков и вхождение в духовное состояние.
Слово «чиле» происходит от персидского «чихил» («сорок») и соответствует арабскому «арбаʻин», является термином тасаввуфа, используемым в понятии «халват».
Чиле и арбаʻин представляют собой один из путей борьбы с нафсом и риядат, применяемые для воспитания и очищения нафса, источника дурных качеств.
Халват представляет собой уединение последователя тариката на определенное время в темном и тихом месте (халватхана) под присмотром шейха, в течение которого он очень мало ест, очень мало спит и постоянно занимается поклонением. Срок такого уединения может составлять три дня, сорок дней, тысяча и один день, в зависимости от тариката. Самым широко распространенным является сорокадневное уединение.
Продолжительность халват и чиле в сорок дней имеет, согласно последователям тасаввуфа, некоторые обоснования в Куръане и Сунне. Например, ʻАли аль-Худжвири в своем произведении «Кашф аль-махджуб» считает, что срок в сорок дней связан с аятом о пророке Мусе (а.с.):
«И Мы установили для Мусы тридцать ночей [и дней, которые он проводил в поклонении, после чего Мы обещали говорить с ним и даровать ему Таурат] и добавили к ним еще десять».
Фото: belyaaa/ elements.envato.com
А ас-Сухраварди, помимо этого аята, аргументом для чиле считает следующий хадис: «У того, кто искренне будет совершать ради Аллаха добрые дела в течение сорока дней, из сердца к языку потекут ручьи мудрости» (аль-ʻАджлюни «Кашф аль-хафа»). Некоторые знатоки тасаввуфа проводят связь между чиле, халвет и жизнью Пророка (мир ему и благослвоение), предшествующей пророчеству, когда он проводил время в уединении на горе Нур.
Вопросам халват и чиле уделялось внимание в источниках тасаввуфа с ранних времен. Аль-Газзали и другие суфии старались установить полезные и вредные стороны уединения и халват.
Аль-Газзали говорит, что благодаря уединению и халвет человек спасается от напастей, связанных с языком; сердце избавляется от таких духовных болезней, как двуличие и показуха; человек привыкает к аскетизму и удовлетворенности, избавляется от общения с плохими людьми; у него появляется больше времени для поклонения и поминания Аллаха; человек избавляется от чувств неприязни и вражды, и, таким образом, создаются средства, необходимые для близости к Аллаху.
В книге ас-Сухраварди «ʻАвариф аль-маʻариф», написанной после возникновения тарикатов, уделяется большое внимание вопросам халват и чиле, устанавливаются их правила, условия и этикет.
В книгах шейхов различных тарикатов, написанных после ас-Сухраварди, приведенные сведения о чиле и халват являются цитатами из упомянутой книги ас-Сухраварди. Различия заключаются лишь в практическом применении халват и чиле, которые возникли с течением времени в разных тарикатах.
Н. Сабиров. Тасаввуф.