Представьте себе, что вас угостили конфетой в красивой обертке – она такая яркая, блестящая, хорошо пахнет. Чаще всего ваши ожидания вас не обманывают – ее содержание соответствует внешней красоте. Но иногда, развернув эту обертку, вы с удивлением обнаруживаете, что внутри находится старая, засохшая, покрытая плесенью конфета, совершенно не пригодная к употреблению. То есть, оказывается, что внешняя красивая оболочка совершенно не соответствует внутренней сущности.
Подобным образом дело обстоит с людьми – большинство хороших с виду людей оказываются таковыми на самом деле. Но иногда внешняя приятность оказывается просто красивой формой и не более, за ней скрывается совсем другой человек – эгоистичный, хитрый, жадный, корыстный. Переживать подобное разочарование всегда неприятно – особенно, если мы считали этих людей своими друзьями и близкими людьми.
Такое разочарование обычно постигает нас, когда мы попадаем в беду – в такой ситуации мы узнаем, кто из наших друзей и знакомых был действительно настоящим человеком, а кто – просто пустой оберткой от конфетки, без внутреннего содержания.
Особенно неприятно переживать подобное разочарование в ком-то из друзей и знакомых, если он старался произвести впечатление набожного и благочестивого – старательно исполнял религиозные обязанности (посещал мечеть, совершал намаз, держал пост), обладал большими познаниями в религиозной сфере, а возможно, еще и обучал религии других (был учителем, проповедником религии).
В таком случае разочарование для некоторых людей может быть настолько тяжелым, что они разочаровываются и в религии вообще – «если даже такие набожные люди на поверку оказываются обманщиками и притворщиками, то что спрашивать с остальных? И где тогда вообще искать правды и истины в этой жизни?».
То есть, как мы видим, показное, неискреннее благочестие весьма опасно – оно не только вредит самому человеку, который только кажется религиозным, но и окружающим людям, которые, глядя на это расхождение между внешней и внутренней его сутью, могут вообще разочароваться в исламе. Всевышний Аллах говорит о таких людях – обращаясь, прежде всего, к религиозным учителям, к наставникам:
«Неужели призываете вы людей к благочестию, а о себе забываете? Ведь вы читаете Писание! Неужели вы не уразумеете?» (сура Аль-Бакара», 44)
«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите о том, чего не делаете» (сура Ас-Саф, 2-3).
Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Приведут одного человека и бросят в Огонь, так что горб его будет выдаваться в пламя. Там он будет ходить по кругу, как осел ходит вокруг мельницы. Обитатели Огня соберутся вокруг него и скажут: «О такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к благому и не запрещал нам неодобряемое?» Он скажет: «Да, я призывал к благому, но не выполнял это сам; и запрещал вам неодобряемое, но сам совершал это».
Почему так происходит, почему у некоторых людей слова начинают расходиться с делом?
Чаще всего такое несколько показное благочестие свойственно людям новообращенным, которые только-только вернулись к соблюдению религии. Человек настолько воодушевлен своим новым состоянием, что он всячески хочет внешне продемонстрировать, что он мусульманин, что он – не такой, как прочие, грешные люди.
Он старается одеться иначе, чем окружающие, выглядеть не так, как остальные люди, на каждый случай жизни у него находится аят Корана или хадис, даже вместе обычных слов родного языка он старается употреблять арабские слова.
Такое – внешнее - изменение жизни, разумеется, очень похвально, тем более, что многим людям оно тоже дается с большим трудом – если девушка привыкла носить короткие юбки и платья, ей непросто привыкнуть к закрытой одежде, если юноша привык ходить в ночные клубы и употреблять спиртное, ему непросто отказаться от этого занятия и начать ходить в мечеть и медресе.
Но перемена нашей жизни не должна ограничиваться только этими внешними проявлениями. Намаз или пост – это столпы ислама, это наши основные обязанности, за которые мы будем спрошены в Судный день. Однако, усердие в совершении этих деяний должно идти рука об руку с изменением своего характера, отказом от плохих, порицаемых деяний и приобретением благого нрава. Недаром Пророк (мир ему и благословение) сказал, что на весах в Судный день не будет более тяжелой вещи (которая перевесит множество плохих деяний), чем благой нрав.
Второй причиной такого расхождения внешней и внутренней сути человека может быть поверхностность, несерьезное, неглубокое отношение к религии. Человек вырос в религиозной семье, где нормальным было совершать намаз, держать пост, употреблять в пищу только дозволенные продукты.
Однако он исполняет эти обязанности только внешне, своими органами, а его сердце совершенно глухо к ним, в нем нет искренности, для него это только формальность, традиция – которой он следует из боязни осуждения или порицания от родных и друзей. Его сердцу не хватает искренности и настоящей богобоязненности - когда человек постоянно представляет себя перед взором Аллаха, старается достичь Его довольства.
И уж совсем печально, если причиной такого показного, внешнего благочестия является элементарное желание хорошо устроиться в жизни, найти спокойный способ зарабатывать на жизнь. Возможно, такой человек имеет в душе какие-то остатки религиозного чувства, но они погребены под соображениями расчета, корысти, других мирских соображений.
Это состояние особенно опасно – поскольку граничит с лицемерием, когда человек только внешне кажется верующим, при этом не имея веры в душе. Окружающие люди могут до поры до времени не подозревать, что рядом с ними находится духовно мертвый человек, у которого от религии не осталось ничего, кроме формальной оболочки.
Если любитель погулять в клубах и на дискотеках ведет себя грубо, сквернословит, не уважает старших, то это, конечно, неприятно, но в какой-то степени ожидаемо. Однако, если таким же образом будет вести себя человек, который посещает мечеть, это будет вдвойне порицаемо и неподобающе, поскольку от него ждут совершенно иного поведения.
Причиной такого поведения может быть именно нежелание человека изменяться внутренне – когда он решил, что, сменив одежду, стиль речи и поведения, приобретя какие-то знания, исполнил все обязанности, которые налагает на него религия. Тем самым, он будет как обманывать себя самого – забывая о другой стороне религиозных обязанностей, так и окружающих – для которых он будет являться набожным человеком.
Более того, возможно, он вообще не задумывается о том, что в религии помимо внешних обязанностей – которые человек должен исполнять своим телом (как намаз или пост) или имуществом (как закят или хадж), есть еще внутренние – обязанности сердца, такие как отказ от гордости, злословия, показных деяний, грубости, сквернословия, лжи. Вернее, он может знать про них и даже уметь донести это до окружающих, однако, не применяя собственные уроки к самому себе, просто не замечая или не придавая значения подобным грехам, которые, однако, могут быть видны окружающим людям.
Всевышний говорит об этом:
«Благочестие состоит не только в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Однако благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, несмотря на свою любовь к имуществу. Тот благочестив, кто расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, раздавал закят, соблюдал договоренности после их заключения, проявлял терпение в нужде и при болезни, а также во время сражения. Это те, кто правдив. Это те, кто боится Аллаха» (Сура «аль-Бакара», аят 177).
Как же быть, как человеку, желающему жить согласно предписаниям религии, не превратиться в такого притворно набожного человека, - кого называют «ханжа», «святоша», - то есть, человека, у которого на языке одно, а в делах совершенно иное?
1. Нельзя забывать о том, что помимо внешних религиозных обязанностей – как намаз, пост, отказ от запретной пищи, есть внутренние – как отказ от грубости, лени, жадности, зависти, гнева, - и они не менее важны. Естественно, что после принятия ислама у вас все силы будут уходить на внешнее изменение жизни, но тем не менее, заглядывайте в свое сердце, старайтесь, чтобы внешние изменения шли бок о бок с внутренними, чтобы ваша религиозность не была напускной, не бросалась в глаза.
2. Не допускайте в свое сердце гордость и высокомерие. Если вы начали соблюдать ислам – читать намаз, держать пост, отказались от спиртного, а ваши родные или друзья – нет, это не повод считать себя лучше их. Наставление на прямой путь – это милость от Всевышнего, а не чья-то заслуга. Кто знает, возможно, через какое-то время Аллах их тоже наставит на истину.
3. Не делайте ничего напоказ – только ради того, чтобы показать себя человеком верующим, чтобы произвести впечатление на людей, чтобы вас похвалили. Наша религия многократно предупреждает нас об опасности такого греха как рия, совершение деяний напоказ. В хадисе говорится: «Деяние, в котором есть хоть малая толика рия, Всевышний Аллах не примет».
4. Каждый день проверяйте себя – не только правильно ли вы совершили намаз, но и вспоминайте – не обидели ли вы кого-то, не нагрубили, не солгали, не схитрили. Если вспомните какую-то ошибку, просите прощения у Аллаха и у человека, которого вы обидели.
5. Старайтесь вести себя дома – с родителями, супругами или детьми – так же, как вы ведете себя на людях. Не допускайте здесь хамства, дерзости, пренебрежения к людям, не отказывайте родным в помощи, когда вас просят об услуге.
И тогда, по милости Всевышнего, вы будете поистине прекрасным человеком – и внешне, и внутренне, и душой, и телом.
Анна (Муслима) Кобулова