В книге «Кысас аль-Анбия» (История пророков) рассказывается, что после того, как Адам с Хаввой ослушались Всевышнего, и проявились первые плоды их греха, Господь обратился к Хавве с такими словами:
– Почему же ты прячешься, о, Хавва?
– Моё тело обнажилось и мне нечем прикрыться, о, мой Господь!
– Ты совершила большую ошибку, потому находишься в таком положении. Что тебя подтолкнуло к ослушанию твоего Создателя и стать причиной бед Адама?
– Мой Аллах! Поистине, я не думала, что кто-то из Твоих творений способен давать ложную клятву Твоим именем…
– О, Хавва! Выйди из рая. Отныне Мы испытаем тебя 15-ю вещами и тень твоего греха ляжет этими же испытаниями на плечи всех женщин вплоть до скончания времён:
Актуально! Читайте также: Разница между Адамом (мир ему) и Иблисом
«Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания…» (Аль-Бакара, 222);
«Месячные – это повеление Аллаха, которое Он предписал для дочерей Адама» (Муслим);
«Мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года…» (Лукман, 14);
«Кроме тех, кто пал на поле боя, ещё семеро являются мучениками на пути Аллаха: (…) и женщина, умершая по причине беременности» (Малик, 554);
«Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций…» (Аль-Бакара, 228);
«Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (Талак, 4);
«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней…» (Аль-Бакара, 234);
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (Ан-Ниса, 34);
(Шариат наделил правом на развод только мужчин. Жена не может самостоятельно развестись с мужем: «Не почувствует благоухания Рая женщина, потребовавшая развод от мужа, если ей не причиняли вреда» (Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Маджа);
Это интересно! Читайте также: Влияет ли пол человека на его награду в ахирате?
«Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин. Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил. Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина. Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. Если же у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери достается одна треть. Если же у него есть братья, то матери достается одна шестая. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга. Ваши родители и ваши дети – вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (Ан-Ниса, 11);
Однажды Пророк ﷺ сказал: «Женщины, давайте милостыню! Мне было показано, что большинство в Аду будут именно женщины».
Присутствовавшие спросили: «Почему?». Он ответил: «Вы часто проклинаете (на эмоциях слова проклятия сходят с ваших уст, что пагубно и грешно), а также часто неблагодарны по отношению к тому, кто рядом с вами (опекает вас, помогает вам; неблагодарны мужу). Я не видел, чтобы с недостатком ума и недостатком религиозности так легко сводили с ума благоразумного мужчину, как одна из вас».
Они уточнили: «А в чем недостаток нашего ума и нашей религиозности, о посланник Божий?». Он ответил: «А разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины (так как она занята домашними хлопотами и заботами, ей не до судебных разбирательств; к тому же женщины эмоциональны, а в спорах и разбирательствах нужен спокойный и холодный ум)?».
Женщины ответили: «Да, есть такое». Он сказал: «Это – недостача ума. И разве нет такого, что, когда у нее месячные, она не молится и не постится? Это и есть недостача религиозности» (Бухари);
По мнению Абу Ханифы, женщине запрещено первой давать салям мужчине. Однако исключением являются мужчины, относящиеся к категории махрам;
«Коллективный намаз (мужчин) в 25-27 раз превосходит молитву, совершаемую в частном порядке» (Бухари, Муслим),
«Намаз женщины в укромном уголке комнаты её дома лучше, чем в середине комнате, а в комнате лучше, чем во дворе дома, во дворе дома же лучше, чем в мечети» (Абу Дауд).
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (Ан-Нахль, 43);
Женщина не может главенствовать над общиной мусульман: «Не добьётся успеха народ, во главе которого стоит женщина» (Бухари);
(Близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства):
«Не позволяйте женщине отправляться в путь, который превышает три дня, если её не сопровождает муж или махрам» (Муслим).
Интересно! Читайте также: Мужчины, за которых мусульманке запрещено выходить замуж
Несмотря на то, что с одной стороны женский род окружают суровые последствия ослушания Хаввы, с другой стороны Аллах по Своей милости словно восполняет эти «пробелы».
Например, выход в путь без махрама обеспечивает её защиту и, на самом деле, оборачивается ей благом, если она поразмыслит.
А меньшая доля в наследстве не означает ущемление её прав, как оставление за дверью, в голоде и прочее. Ведь она является под опекой мужчин и, выделенная большая часть наследства, скажем, её брату, всё равно будет идти на её содержание, если она не замужем.
Поистине, Аллах Субханаху ва Тааля не желает трудностей своим рабам, и даже когда они сами поступают во вред себе, Он великодушно спешит помочь им. Это подобно методу воспитания кнутом и пряником.
Так следует понять цель и смысл происходящего с нами и благодарить Всевышнего за Его бесконечную мудрость и проявления милосердия.