Начало: Почему мусульмане слабые? Часть 1
Национальная самобытность
Процесс ослабевания Уммы не мог произойти в одночасье. Если представить исламское общество как большой часовой механизм, который в исправном состоянии работает безупречно, станет очевидно, что оно может быть крепким только тогда, когда каждый его член выполняет свою функцию.
Как упоминалось в первой части статьи, религия является всеобъемлющей системой. То есть, она состоит из многих важных составляющих, без наличия и сохранения которых система не будет полноценной. Вера в такое единство должна быть частью вероубеждения каждого мусульманина! Потому что Всевышний Аллах Джалля Джалялуху Сам создал эти понятия, ценности и разнообразие.
Он так пожелал. Это Его великая Воля! Иначе говоря, это такъдир (предопределение) всего человечества – облик его существования, предопределенный Творцом. Для мира ангелов Он создал свой порядок существования, для джиннов – свой. Миры животных, насекомых, рыб, птиц, микробов – у всех свой, свойственный лишь им порядок.
Для человечества Всевышний Аллах так же установил определённые формы существования. Создал их разными народами, нациями, даровал разнообразные языки и обычаи, одним определил жизнь в одних климатических условиях, другим – в других. Даже еда, которой они питаются, очень разнообразна. И то, что нравится одному народу, может оказаться неприемлемым для другого. Отчего же некоторые верующие, когда сталкиваются в жизни с таким непривычным для них разнообразием, порой, желают, чтобы было иначе, будто это ошибка? Разве Всевышний не волен творить, что пожелает?
Если Аллах создал одни народы с тёмной кожей и их обычаи, например, предполагают употребление пищи руками, то белокожие, видя это, порой испытывают брезгливость. А вот Аллах, будучи их Хозяином и Творцом, решил, что это вполне уместно и предопределил для них именно такой образ жизни. Они вполне довольны своим положением и благодарят Господа на своем языке. Однако те, кто видит себя более "качественными творениями" часто желают навязать им своё мировоззрение, как более правильное (с их точки зрения), называя это цивилизацией, культурой. Это не что иное, как несогласие с такъдиром, и даже такаббур - высокомерие, когда одни подсознательно считают себя более благородными, нежели другие.
Мусульмане должны действовать исключительно в рамках своего вероубеждения. Всевышний говорит в Коране:
"О, люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий" (Коран, 49:13).
Великий Аллах подтверждает создание разнообразия и поясняет причину этого: "чтобы узнавали друг друга". Он не говорит "чтобы меняли друг друга" или "чтобы видели себя лучше или хуже других". Вслед за этим Аллах Газза ва Джаль поясняет, что не это разнообразие является мерилом качества, а духовность, богобоязненность.
Завершая же аят, Господь подчёркивает, что Он – Знающий, Ведающий. Поэтому верующему в любом виде и смысле не пристало осуждать и обсуждать ту или иную волю Творца. Раз Он создал человечество разнообразным, значит, это разнообразие подлежит уважению и сохранению, и в этом великая польза. Поняв это, человек сможет воспитать в себе смиренность, скромность и подчинение, осознать суть единобожия и увидеть хикмат (мудрость) Создателя.
Слабость мусульман, их разобщённость – результат отхода от божественной системы, не правильного её понимания и следование за невежественными людьми. Сегодня идея глобализации сбросила в один котёл идентичности разных народов, культур. Этим нарушается установление Аллаха: с народов срывается их национальная одежда, искажается язык, уничтожается самобытность, превращая их в безликих, безродных людей. Будто не хватило этого, некоторые мусульмане пытаются забросить туда же и вышеупомянутый аят Благородного Корана!
Вычеркнуть одну из важнейших частей божественной системы, обеспечивающую порядок человечеству. Они говорят "в исламе нет наций" и часто отождествляют это с понятием нацизма, национализма или гордыней, отдаваясь крайностям, которые религия и так осуждает. Но, что самое интересное, они сами же склоняются или к западным ценностям, или к восточным, охотно изучая их языки, нося одежду на их манер, игнорируя свою культуру. Сегодня все видят эту тенденцию. Например, молодые проповедники в интернете вместо того, чтобы по Сунне носить чалму, наряжаются в бедуинские одежды, украшая головы куфией (национальной одеждой бедуинов) или же, наоборот, выбирают демократичный современный стиль, часто переступая границы в отношение аурата.
Разумным людям очевидны противоречивость и несостоятельность такого подхода к теме национальности. Всевышний Аллах ничего не создаёт напрасно. И в разделении людей на разные народы, нации есть ясная для нас польза и мудрость, большая часть которой известна лишь Ему одному.
Народы подобны большим семьям со своими порядками, привычками, образом мышления, укладом жизни, кухней. Самобытность каждого народа является организованной системой, которая обеспечивает сплоченность, социальную и духовную целостность. К тому же, это позволяет отразить вредоносное вторжение иных взглядов, сохраняя нравственность, культуру, язык и идентичность в целом.
В такой сплочённости народов можно увидеть единомыслие, здоровые патриотические чувства, что делает общество ещё более сильным и духовно богатым. И, поистине, это великая милость Аллаха Субханаху ва Та’аля. Сегодня мы можем видеть, как духовно обнищали те народы, которые не смогли сохранить свою самобытность, лишились единства и подлинной свободы. С каждым днём они отдаляются от набожного образа жизни, и, как следствие, падает уровень их нравственности.
Те же народы, которые продолжают сопротивляться глобализации, подобно сильному иммунитету, сохраняют здоровый дух, нравственность и сплоченность. Сохраняя волю Всевышнего подобно аманату, они сохраняют и понятия чести, преданности. Когда глобализация обезличила многие нации, оставив их наследие в далеком прошлом, они всё ещё продолжают оставаться теми, кем их создал Всевышний: говоря на своём языке, нося свою национальную одежду, живя согласно своей культуре. Они являются полнокровными личностями, имеющими большую национальную семью. Воистину, это достойно уважения!
Россия - многонациональная страна. И наблюдая за теми регионами, в которых мусульмане на деле стремятся сохранить или возродить свои национальные традиции, можно увидеть, как они, поверх религиозных братских уз, связываются ещё и национальными узами, укрепляясь двойной крепостью в единомыслии. Это украшает и внешне, и внутренне, обогащает душу и помогает бороться с такими бедами, как разрозненность и слабость. Словно бы не впуская в дом врага, грозно ломящегося в дверь с намерением покуситься на честь и имущество, а те подпирают её своими ценностями, препятствуя вторжению. Такая дверь должна быть у каждого народа и должна открываться только благожелателям, приходящим в качестве гостей, а не покушающихся вандалов со своими правилами и тиранией!
Национальное сознание помогает и развитию. Известно, что одной из главных причин быстрого распространения мусульманских ценностей во времена самого Пророка (мир ему) было то, что ислам не отрицал местную национальную культуру, а вступал с нею в созидательное взаимодействие. Постепенно самоустранялось языческое и аморальное, а красота и разнообразие местных традиций сохранялись и развивались. Посмотрите, например, на исторические мечети России, – это здания не арабской архитектуры, а местной. И таких примеров не мало.
Национальная самобытность – это один из важнейших элементов организованности общества. Не обращая на нее должного внимания, верующие теряют связь со своими корнями, а значит и с истинным пониманием своей религии (например, меняется языковой стиль, ранее богатый религиозными терминами). Подобно оторванному от дерева листу уносятся чуждыми ветрами в неизвестном направлении.
Оставляя в забвении свою национальную идентичность, неизбежно разрушаются и полезные обычаи, которые стерегут понятия стыда, совести и чести. Падает нравственность, растёт равнодушие, эгоизм. Затем этот вирус поражает благополучие семей и, как следствие, добирается до нового поколения, которое уже многое не будет знать о высоких ценностях или познает их искажёнными. Неспроста Шигабутдин Марджани сказал: "Три вещи, хотя и не относятся к религии, помогают сохранить её: национальные обычаи, национальная одежда и национальный язык".
Ведь когда ты в семье, за тобой присмотрят: если ошибёшься – исправят, если попадёшь в трудное положение – помогут. А когда у тебя нет такой семьи, то нет и надёжного тыла. Наверное, некоторые ещё помнят, как это работает. Бабушки раньше говорили: "Так нельзя, что люди скажут?", "Так не принято, стыдно же!", "Побойся Бога!" и прочее.
Не все люди богобоязненны, чтобы сдерживать себя от грехов. И в таком случае от ошибок народ сдерживали обычаи, устои, которые заставляли стыдиться хотя бы общества, не допуская распространения безнравственности. А сейчас наоборот, принципы исказились и говорят: "Делай, что хочешь, это твоя жизнь!", "Все воруют, и нам можно!", "Лучше стыдно, чем никогда!". Ушли порядок, справедливость, пришли анархия и страх за свою жизнь. И все эти беды нисходят на человечество по причине оставления послушания Всевышнему.
Начиная от языка и формы тюбетейки на голове верующего и до его самобытной архитектуры – всё это милость Создателя, которую необходимо беречь и развивать. Аллах Газза ва Джаль сказал в 17-18 аятах суры «ар-Рахман» (Милостивый): «Господь обоих востоков и обоих западов! Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?!»
Никто ещё не достиг подлинного успеха, отрицая какую-либо милость Аллаха. Наоборот, чем осмысленнее верующие руководствуются Его наставлениями, тем более продуктивнее и успешнее они становятся.
Причина слабости мусульман глобальна, и для изменения положения требуется наше активное участие в делах своего народа, помощь в возрождении всеобщих человеческих ценностей, которые неизбежно связаны с Божественным руководством. Для понимания этих вещей нужно учиться проницательности и осознавать Величие Господства Аллаха Джалля Джалялуху!
Продолжение: Почему мусульмане слабые? Часть 3
Айна Замаева