«Разве ты не видел тех, кому была дана одна из (священных) книг? Они верят в джибта и тагута и говорят неверующим: «Эти (язычники) на более верном пути, чем верующие» (Ан-Ниса, 51).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится, что, когда Каб ибнуль-Ашраф прибыл в Мекку, мекканские многобожники сказали ему: «Разве не ты являешься самым почетным и знатным жителем Медины?». Он ответил: «Да. Это – я».
Многобожники сказали: «А что ты скажешь о том скверном человеке, который не имеет продолжателя своего рода и который разорвал связи со своим народом. Он считает себя лучше нас. Тогда как мы – те, кто встречает, кормит и поит паломников».
Каб ибнуль-Ашраф сказал: «Вы лучше него». И вслед за этим был ниспослан 3-й аят суры аль-Кяусар в котором говорится: «Поистине, твой ненавистник сам окажется бездетным», а также этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/85].
В риваяте, переданном от Икримы, говорится, что Каб ибнуль-Ашраф прибыл в Мекку к мекканским многобожникам и стал подстрекать их против посланника Аллаха (с.а.с.), и хотел, чтобы они (многобожники) объявили ему войну, сказав: «Мы тоже будем сражаться против него, бок о бок с вами».
Это интересно! Читайте также: Как не стать многобожником
Многобожники сказали: «Вы – люди писания, и мы не уверены, что это не является какой-то хитростью с вашей стороны. Если вы действительно хотите, чтобы мы выступили вместе с вами, то поклонись этим двум идолам и уверуй в них». И он сделал то, что просили от него многобожники.
Затем многобожники сказали: «Кто на более правильном пути, мы или Мухаммад? Мы ради угощения наших гостей режем двугорбую верблюдицу, преподносим молоко, разбавленное водой, поддерживаем родственные связи, встречаем и угощаем гостей и совершаем таваф вокруг Дома. Мухаммад же разорвал родственные связи и покинул свою родину. Так кто же из нас на более правильном пути?».
Каб ибнуль-Ашраф ответил: «Конечно же, вы находитесь на более правильном пути». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/85].
В одном из риваятов сообщается, что Каб ибнуль-Ашраф прибыл к мекканским многобожникам в составе делегации, состоявшей из семидесяти человек. Абу Суфьян непосредственно сам принял Каба в своем доме, другие же члены этой делегации были распределены по другим домам мекканцев.
Каб сказал мекканцам: «Давайте пойдем к Каабе, тридцать человек от нас и тридцать человек от вас, прислонимся к ней нашими сердцами и дадим обет Господу Каабы, что все вместе, покуда хватит наших сил, будем сражаться с Мухаммадом».
Они все вместе пошли к Каабе и дали обет Аллаху. После этого состоялся вышеупомянутый разговор Каба ибнуль-Ашрафа и Абу Суфьяна [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 109; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/161].
Что же касается времени, когда произошла эта встреча, то по этому вопросу существуют разногласия. В риваяте, переданном от Урвы ибнуз-Зубейра, сообщается, что, по словам Зухри, данная встреча состоялась примерно через полгода после битвы при Бадре, до битвы при Ухуде. По мнению Ибн Исхака, эта встреча состоялась после трагедии в Биру Мауна и битвы при Ухуде [Бухари, Магази, 14].
1. В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что эта встреча состоялась в тот промежуток времени, о котором говорил Зухри. Судди рассказывал, что иудеи из племени Бану Надир подготовили план убийства посланника Аллаха (с.а.с.), который должен был вместе сахабами приехать к ним, чтобы получить возмещение за убийство двух человек из рода Бану Амир.
Но, получив предупреждение от Джибриля, посланник Аллаха (с.а.с.) вернулся обратно. Поняв, что посланник Аллаха (с.а.с.) догадался о плане покушения на него, Каб ибнуль-Ашраф сбежал из Медины в Мекку. Прибыв в Мекку, он договорился с мекканскими многобожниками о том, чтобы объединить силы в борьбе против посланника Аллаха (с.а.с.).
Актуально! Читайте также: Ждали ли мекканские многобожники прихода пророка (мир ему)?
Именно в то время Абу Суфьян, обратившись к Кабу ибнуль-Ашрафу, сказал: «О, Абу Сад! Вы народ, читающий книгу и обладающий знаниями. Мы же народ незнающий. Скажи мне, наша религия лучше или религия Мухаммада?». Каб сказал: «Расскажи мне, что из себя представляет ваша религия».
Абу Суфьян сказал: «Мы народ, который ради угощения наших гостей режет двугорбую верблюдицу, мы даем воду паломникам, радушно встречаем наших гостей, следим за домом нашего Господа, и поклоняемся тем божествам, которым поклонялись наши отцы. Мухаммад же хочет, чтобы мы оставили все это и последовали за ним».
Каб сказал: «Ваша религия лучше, чем религия Мухаммада, поэтому будьте стойки и непоколебимы в вашей религии. Разве вы не видите, Мухаммад говорит о необходимости скромности, а сам берет себе в жены столько женщин, сколько пожелает. Есть ли большая власть, чем владение женщиной?». И тогда был ниспослан этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/85].
2. В соответствии с риваятом, переданным от Ибн Аббаса, данное событие произошло незадолго до битвы у рва, когда арабские племена под командованием курайшитов собрали силы, чтобы напасть на Медину.
Ибн Аббас рассказывал, что армию для нападения на Медину, состоявшую из племен Курайш, Гатафан и Бану Курайза, собрали Хувиайу ибн Ахтаб, Салям ибн Абиль-Хукайк, Абу Рафи, Раби ибн Абиль-Хукайк, Абу Амир, Вахвах ибн Амир (или Арим) и Хавза ибн Кайс.
Из них Вахвах, Абу Амир и Хавза были из племени Бану Ваиль, а остальные были из племени Бану Надир. Каждый из этих людей был иудейским священником.
Когда они прибыли к курайшитам, то мекканские многобожники сказали людям: «Это – иудейские священники и люди, которые знают первые книги. Спросите у них: ваша религия лучше или религия Мухаммада».
Люди спросили, и иудеи ответили: «Ваша религия лучше религии Мухаммада, и вы на более правильном пути, чем они». И тогда Аллах всевышний ниспослал этот аят [Табери, Джамиуль-Байан, 5/86].