На протяжении последних недель в России не утихают споры о допустимости ношения хиджабов и никабов. 11 июня в Госдуму был внесен законопроект о запрете ношения в общественных местах одежды, скрывающей лицо. Ранее, в конце мая, предложили позволить образовательным учреждениям запрещать и вовсе любую религиозную одежду.
В соседнем Таджикистане уже запретили хиджаб по инициативе президента страны Эмомали Рахмона, поскольку «это не является традиционной одеждой таджиков». Согласно поправкам в закон «Об упорядочении традиций и обрядов» запрещены «ввоз, продажа и ношение в общественных местах одежды, которая чужда национальной культуре» в целях защиты национальных ценностей и предотвращения экстремизма, сообщают местные СМИ. Под одеждами подразумевается не никаб (ведь он и так уже запрещен), а сатр и хиджаб.
Islam Today узнал у религиозных деятелей, юристов и самих учащихся, насколько правомерны такие запреты в России и к каким последствиям они могут привести.
Муфтий РТ о запрете никаба: «Мы должны относиться к вероубеждениям друг друга с уважением»
Фото: Rido81/ elements.envato.com
Против законопроекта Даванкова высказались религиозные и государственные деятели. Так, депутат Госдумы Адам Делимханов напомнил, что Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, и запрет на хиджабы в образовательных учреждениях противоречит Конституции, которая гарантирует всем гражданам свободу вероисповедания.
— В этих условиях инициатива Даванкова может внести раскол в наше общество, в очередной раз поднимая одну из самых деликатных тем, при этом делая это без должного разбирательства в предмете. Хотелось бы также напомнить Даванкову, что в православии женщине тоже положено носить платок, как символ боголюбия, женственности и смирения, — говорится в публикации в telegram канале Делимханова.
Не поддерживает запрет религиозной одежды в школах и председатель общественной организации «Союз мусульманок Татарстана» Наиля Зиганшина.
— Общаясь со многими директорами школ, преподавателями, один и тот же вопрос задаю: мешает ли платок на голове девочки ее обучению. И все в один голос твердят: “Ни в коем случае”, — рассказала она. — Когда преподавательский состав видит девочку в платке, они, наоборот, знают: платок — это уже половина воспитания этого ребенка. То есть воспитывать этого ребенка, говорить, чтобы он не поступал неправильно по отношению к сверстникам уже не нужно будет.
По ее мнению, покрывать голову или нет — это решение только самой школьницы, а не родительского совета.
— Если в классе есть даже один ребенок, который хочет надеть платок, нет законного права решать за этого ребенка [может он это сделать или нет]. Когда ребенок покрывает голову, он с пониманием к этому идет. Значит, это выбор ребенка, значит, ему нравится. Устанавливать со стороны какие-то правила этому ребенку никто не имеет права, потому что в России каждый человек свободен.
Важно знать: Запрет на хиджабы в школах
Президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России Айдар Шагимарданов. Фото: ИД "Хузур"
Президент Ассоциации предпринимателей-мусульман России Айдар Шагимарданов считает, что “девочки в платочках” — это наше будущее. Ведь в мусульманских семьях воспитываются по трое, четверо, пятеро детей, что очень важно в условиях демографического кризиса.
К слову, недавно президент России Владимир Путин заявил, что Москва рада приросту населения в мусульманских регионах страны.
— Конечно же, считаю неоправданным запреты никаба, хиджаба и в учебных заведениях, и вообще в целом на территории нашего государства. Мусульмане — это 20-25 миллионов граждан Российской Федерации. Родились здесь, наши деды, прадеды жили здесь, воевали во время Великой Отечественной войны за Советский Союз. И сейчас мусульмане отстаивают честь и защищают нашу Родину, нашу Отчизну в борьбе с западными недоброжелателями, — напомнил Шагимарданов.
Фото: ИД "Хузур"
Директор ЦИИ АН РТ Ринат Патеев признал, что «есть определенные противоречия, в том числе на правовом уровне». Ведь существует Конституция с принципами свободы вероисповедания с одной стороны и конкретные уставы учебных и образовательных заведений, где регулируется в том числе и стиль одежды, с другой.
— Мне кажется, здесь в целом вопрос решаемый. Можно при участии муфтиятов, образовательных учреждений и структур министерств образования на местах создать какие-то медиационные посреднические структуры, которые стали бы неким механизмом преодоления этих противоречий. Вопрос хиджабов в образовательных учреждениях решаться может. Что касается никабов и возможных запретов, то здесь дискуссия, в первую очередь, о вопросах безопасности. На уровне законодательных инициатив не стоит акцентировать внимание на запретах именно религиозного вида одежды. В первую очередь необходимо апеллировать именно к вопросам безопасности, — предложил он.
Адвокат Руслан Нагиев. Фото: Ильнур Мифтахов, ДУМ РТ.
Платок мусульманок не нарушает ни одного положения о требовании к школьной форме, заявил Islam Today адвокат Руслан Нагиев.
— В связи с этим, необходимо заметить, что любые формы причинения препятствий в реализации конституционного право на получения образования по причинам ношения обучающейся девушкой в образовательном учреждении женского головного платка является незаконным, прямо противоречит федеральному законодательству, — сказал он.
По словам Нагиева, многочисленные прокурорские проверки говорят о том, что при введении школьной формы допускаются нарушения законодательства, требований нормативных актов Минобра России. Это и недопуск до занятий учеников, пришедших не в форме установленного образца, и вызов родителей в школу, в том числе с предварительным извещением по месту работы. Все эти действия в контексте рассматриваемого вопроса являются незаконными и нарушают права граждан на образование.
— Кроме того, положениями ч. 1 ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Таким образом, законодатель защищает права граждан своей страны, которые решили следовать своим религиозным убеждениям, в том числе в процессе получения гражданами образования, — подытожил адвокат.
Фото: ИД "Хузур"
По словам Рамиля Адыгамова, ректора Исламского института имени Мухаммаджана Хусаинова, заместителя муфтия Духовного собрания мусульман России по образованию, необходимо разделять понятия «никаб» и «хиджаб».
— Когда говорят о хиджабе, его неверно рассматривают как религиозный символ. На самом деле хиджаб не является религиозной символикой, он представляет собой обязательное религиозное предписание, то есть мусульманами, мусульманками, их отцами, мужьями хиджаб воспринимается как обязательное предписание Бога для женщины. Поэтому запрет хиджаба, на мой взгляд, является неоправданным, поскольку хиджаб не противоречит ни Конституции, ни общественным нормам. У женщины, которая надевает хиджаб, лицо открыто, идентифицировать ее проблем никаких нет, поэтому, на мой взгляд, это не оправдано, — отметил Адыгамов.
Роль одежды в исламе, по мнению богослова, является божественным предписанием, и поэтому попытка запретить хиджаб будет восприниматься как некая унизительная процедура.
— Мы же не обнажаемся в общественных местах при чужих людях. Мы не обнажаемся в нашей культуре — это неприемлемо и является нарушением норм также и общественной морали. Заставить мусульманских женщин не носить хиджаб также является посягательством на их религиозные чувства, попыткой обнажить человека в общественном месте...
Фото: Rawpixel/elements.envato.com
А что думают сами учащиеся о запрете хиджабов? Мешают ли платки на головах учебе? Эти вопросы Islam Today задал студенткам-мусульманкам.
— Мешает ли мне хиджаб в получении образования? Совсем нет. Я свободно получаю знания наряду со всеми одногруппниками. Отношение преподавателей и сверстников хиджаб никак не меняет, если только в лучшую сторону. Я бы сказала так: будучи мусульманкой в хиджабе, я чувствую больше уважения со стороны одногруппников, — рассказала студентка Казанского государственного медицинского университета Адиля.
На вопрос о том, как она относится к законопроекту Даванкова, девушка ответила:
— Конечно же, отрицательно. Хиджаб, в первую очередь, — это приказ Всевышнего, которого мы не ослушаемся ни при каких обстоятельствах. Это наша защита, наш покров от посторонних взглядов.
Мы живем в стране, где каждый имеет свободу вероисповедания, напомнила Адиля. По ее мнению, запрет сделает отношения мусульман и немусульман более напряженными.
Фото: Pressmaster/ elements.envato.com
Студентка Казанского федерального университета Асия поделилась, что еще в школе ей пришлось бороться за получение образования в хиджабе. «Для меня как для человека, который всю школьную жизнь это (право на хиджаб, — прим. ред.) отстаивал и был единственным, кто ходил в платке, больно видеть, во что это все выливается», — сказала она о новом законопроекте.
— Конечно же, я против. Во-первых, это свобода самовыражения. Человек выражает себя посредством религии. Для кого-то, например, христиан, нормально в косынке ходить, для кого-то в хиджабе. Для кого-то нормально носить мини-юбку, а для кого-то длинную. В любом случае будут осуждать, — посетовала девушка.
Асия также подчеркнула, что запрет на ношение платка в учебном учреждении — это ограничение свободы вероисповедания.
В отличие от хиджаба, никаб для женщины не является обязательным, утверждает ректор Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин.
— Для женщины-мусульманки допустимо открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Это практически все признают, это общеизвестно в мусульманском богословии. Такое заключение делают подавляющее большинство ученых со времен нашего Пророка ﷺ, они придерживаются такой точки зрения, — рассказал он.
Ректор Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин. Фото: ИД "Хузур".
В числе крупных ученых, которые придерживаются такой точки зрения, Рафик хазрат назвал шейха Аль-Азхара Ахмада Ат-Тайеба, бывшего муфтия Египта шейха Али Джума, сирийского богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты. Тем не менее, к запрету религиозной одежды он относится настороженно.
— Сегодня вокруг никаба идут споры, запрещать/ не запрещать в общественных местах, но все крутится вокруг религиозной одежды. Если примут какой-то закон, это безусловно коснется в том числе и хиджаба, не только никаба… Они в законопроекте пытаются прописать, дескать, ношение религиозной одежды, не только никаба, в том числе хиджаба - это прерогатива регионов. Предположим, в мусульманских регионах — Татарстан, Башкортостан, Северный Кавказ — возможно, никакого запрета не будет. Но у нас есть другие регионы, где мусульмане меньшинство, у них начнут запрещать, — объяснил он.
Часто говорят, что хиджабы и никабы — это примеры отказа от национальной одежды и дань арабской моде. При этом то, что немусульмане одеваются по-европейски, никого не смущает. А ведь в джинсах и в непокрытой голове куда меньше связи с народными обычаями, чем в длинной юбке и платке.
Если говорить о татарках, то они издавна скрывали тело от чужих взглядов.
— История есть история, татарские женщины себя покрывали. Необходимо отметить такой факт, что вообще в целом для народов Поволжья очень понятно и естественно, что замужняя женщина полностью скрывала свои волосы, — рассказывала на лекции научный сотрудник Института истории им. Марджани Дина Гатина-Шафикова (текст выступления опубликовал “Миллиард татар”).
Даже закрытое лицо для татарского народа — не новинка.
— Покрывала могли быть в длину до 1,5-2 метров, то есть выходя на улицу, женщина полностью скрывала себя и свою фигуру. Также и молодые девушки закрывали свои лица. При этом исследователи писали, что перед своими односельчанами девушки обязательно скрывали свои лица, а перед заезжими путниками могли лица не закрывать. Поскольку этот человек не из её общины и никак не может повлиять на её социальный статус, увидев её лицо, — объяснила историк.
В труде «Казанские татары» известного этнографа, ректора Казанского университета Карла Фукса говорится:
«Чем богаче татарин, чем знаменитее по своей торговле, тем более скрывает своих жен; они только открывают лицо в своей спальне, потому что их лица запрещено видеть даже свекрам, братьям мужа, дядьям и их детям, одним словом каждому мужчине, живущему в доме…»
«Пара лошадей...везет ее, всю закутанную, к ее знакомой, и она, бедная, не выставит из-под покрывала носа до самой горницы своей приятельницы...».
«Садов у них нет, а ежели и есть у кого, то это небольшие палисадники; туда богатая татарка не смеет выйти, не покрытая с ног до головы джиляном, боясь встретиться с кем-нибудь из родственников, живущих с ней в одном доме. Она боится даже смотреть в окошко, чтобы мимо ходящие по улице ее не увидали...»
А вот как Карл Фукс, будучи земским врачом, описывает свой поход к болеющей татарке: «Моя больная лежала на перине за богатым занавесом. Я, сколько знал по-татарски, просил ее, чтоб она позволила мне пощупать пульс; она из-под занавеса выставила мне руку... посмотреть у больной язык, что мне всего нужнее было, и увидать чрез это ее красивое личико, старуха ни под каким видом мне не позволила».
По словам Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Сарии Сабурской обозначенный законопроект, в случае его принятия, наделит субъекты Российской Федерации правом на запрет ношения в общественных местах и государственных организациях религиозной или другой одежды, которая полностью или частично скрывает лицо.
— Безусловно, в случае принятия законопроекта он, в первую очередь, коснется не просто верующих, а тех из них, кому согласно религиозным предписаниям необходимо придерживаться определенных правил в одежде, — говорит она в ответном письме Islam Today.
Статьей 28 Конституции Российской Федерации, отмечает Уполномоченный по правам человека в РТ, каждому гарантирована свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
— Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 26.09.1997 Nº 125-Ф3 «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрено, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации, в зависимости от отношения к религии, не допускается…Каждый законопроект должен быть тщательно проработан и должны быть исключены любые риски нарушения прав гражданина.
Фото: coffeekai/ elements.envato.com
Каким в итоге будет исход внесенного в Госдуму законопроекта о запрете ношения в общественных местах одежды, скрывающей лицо, покажет лишь время и умение мусульман грамотно отстаивать свои интересы.
Ношение хиджаба, вмененного Всевышним Аллахом как «религиозная обязанность мусульманок», по мнению экспертов, не нарушает прав других верующих, не мешает учебе и работе, как это доказывают миллионы мусульман, живущих во всех субъектах Российской Федерации.
Фото: elements.envato.com/ Rido81
Хиджаб: основные требования
Зифа Усманова, Галия Гарифуллина. Islam Today.