Первый призыв Пророка ﷺ к хаджу и борьба с идолопоклонством

Фото: Nufa Qaiesz/ shutterstock.com

Фото: Nufa Qaiesz/ shutterstock.com

Первый призыв к хаджу

Всевышний Аллах, желая от пророка Ибрахима (а.с.), чтобы те, кто совершают обход, намаз, поясной и земной поклоны, держали Его дом в чистоте, повелел:

«И объяви людям о хадже. Пусть они придут к тебе пешком и на худых верблюдах из самых отдаленных мест [земли]. Пусть они увидят то, что принесет [им] пользу, и произносят имя Аллаха в установленные дни над [жертвенными] животными, которых [Аллах] дал им. Ешьте их сами [если это было желательной жертвой] и кормите несчастного [сильно нуждающегося] бедняка! Затем пусть они завершат свои обряды [и приведут себя в порядок], исполнят обеты и обойдут вокруг древнего Дома [Каабы]» (Хадж, 27-29).

Пророк Ибрахим (а.с.), выполняя повеление своего Господа, поднялся на вершину Абу Кубайса и призвал людей в Каабу совершить паломничество. С тех пор мусульмане всей душой верят в то, что паломничество – это Божественный призыв и милость судьбы.

Возможность совершить хадж, обойти вокруг Байтуллаха и выполнить поклонение в Мечети аль-Харам является одним из самых искренних желаний и молитв верующего.

Пророк Ибрахим (а.с.) был первым, кто призвал людей к паломничеству и научил их совершать его. Со временем в регионе распространилось идолопоклонство, и хадж как поклонение утратил свою сущность. Хадж совершался также в эпоху невежества, но в нём присутствовали элементы ширка.

Фото: khaledusf/ shutterstock.com

Фото: khaledusf/ shutterstock.com

Начиная с Каабы, идолы были размещены во многих местностях, таких как Сафа, Марва, Мина. К сожалению, некоторые практики, такие как отражение отпечатков языческой веры на хадже и обход Каабы в обнажённом виде, продолжались до девятого года по Хиджре, когда паломничество стало в исламе обязательным.

Предписание хаджа как обязательное поклонение

Через девять лет после переселения досточтимого Пророка ﷺ из Мекки в Медину был ниспослан аят:

«В ней [Каабе] – ясные доводы, [среди них] – макам Ибрахима. Кто войдет туда, будет в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому [Каабе], если они в состоянии проделать этот путь. А кто не уверует [тот пусть винит себя] – ведь Аллах не нуждается в мирах» (Али Имран, 97), – в котором мусульманам был предписан хадж.

После этого, Посланник Аллаха ﷺ произнес проповедь для своих сподвижников: «О люди! Поистине, Аллах вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его» (Муслим, Хадж, 412).

С этого года многобожникам было запрещено приближаться к Мечети аль-Харам (Тауба, 9/28) и обходить Каабу в обнажённом виде (Бухари, Тафсир, (Тауба) 2).

«О верующие! Поистине, язычники – нечисты [их убеждения мерзки]. Поэтому после этого года [девятого года по хиджре] пусть они не приближаются к мечети аль-Харам [не входят в нее] . Если вы боитесь бедности [из-за прекращения связей и торговли с ними], то [знайте, что] Аллах обогатит вас из Своей щедрости, если пожелает [и Он сделал это через победу над неверующими и выплату ими джизьи]. И, поистине, Аллах – Знающий, Мудрый» (Тауба, 28).

Фото: Mohamed Reedi/ shutterstock.com

Фото: Mohamed Reedi/ shutterstock.com

С завоеванием Мекки Кааба была полностью очищена от идолов, а хадж как поклонение был избавлен от любых элементов ширка.

В тот год, когда хадж стал для мусульман обязательным, досточтимый Пророк ﷺ в качестве руководителя паломничества (амир аль-хадж) назначил Абу Бакра (р.а.), сам же он смог совершить хадж через год.

Вскоре после возвращения из этого хаджа, известного как Прощальное паломничество, он скончался. Во время хаджа, который наш Пророк совершил в 10 году по Хиджре, он лично показал своей умме, как именно необходимо выполнять это поклонение.

Совершение хаджа – ответственный акт, требующий тщательной подготовки (Фото)

Фото: as-artmedia/ shutterstock.com

Фото: as-artmedia/ shutterstock.com

Ольга Тюркмен

Социальные комментарии Cackle