Верующий в течение своей набожной жизни накапливает в себе благие качества, черпая их из Корана и благословенной Сунны. Это происходит путём соблюдения границ дозволенного и запретного.
Если человек выполняет заветы Аллаха, избегает всего запретного, увеличивает зикры, уединяясь в поклонении Всевышнему, проводит время в размышлениях (тафаккуре) и находится среди праведников, получая от них духовную пользу, то сердце его озаряется нуром, обретает безмятежность и божественное вдохновение. Ведь оно принимает цвет, форму и свойства той среды, в которой пребывает!
В Коране сказано: «О, верующие! Бойтесь Аллаха [избегая грехов] и будьте с правдивыми [в вере и выполняйте обещания]» (сура «ат-Тауба», аят 119).
Понимая эту истину, многие праведники избрали для себя аскетичный образ жизни, удалившись от всего мирского и вредного, дабы не потерять обретённого состояния, возвысившего их в степенях перед Аллахом.
Когда же верующий перестаёт соблюдать границы, в его сердце (кальб) проникают ядовитые частицы грехов. Они отравляют его, приводя в парализованное состояние, при котором всё сложнее становится различать греховное:
«Когда же они отклонились [от истины], Аллах отклонил их сердца. И Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых [которые вышли из повиновения, не используя данную им силу и желание на пути истины]» (сура «ас-Сафф», аят 5).
Стоит человеку позволить себе смотреть на запретное, как сердце начинает темнеть. Потом он позволяет ушам слушать плохие вещи, привыкая к этому, и добавляется ещё пятно. Потом, не сдерживая языка, говорит то, что не подобает верующему, и сердце его заболевает. Весь божественный нур сердца улетучивается, погружая его во мрак.
Дело, которое завещал нам сам Пророк Мухаммад (ﷺ)
Оно теряет чуткость, черствеет, и духовное становится недоступным для человека, который будет продолжать соблюдать религию внешне, но тонкие вещи понимать уже будет не в состоянии. Его душа станет метаться, ища былое наслаждение и покой, однако сердце его восприимчивым не будет, ведь на нём завеса из грехов. Верующий станет обращаться к логике, пытаясь понять безграничное духовное ограниченным, мирским умом. Так он впадёт во власть своего нафса в полном неведении о своём положении. Такие верующие на самом низшем уровне духовной лестницы.
Наша религия обращена ни к телу, а к душе. Тело - всего лишь инструмент, посредством которого человек должен облагораживать душу, действуя согласно предписаниям Творца. Оберегание ушей, глаз и сердца является важнейшей задачей верующего. Ведь именно они являются первой почвой для зарождения остальных грехов, и с них будет спрошено:
«И не следуй тому, чего не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу [за совершенные поступки]» (сура «аль-Исра», аят 36)
Просматривание греховных передач в течение дня и допускание взору всего запретного в целом оставляет отпечаток этого греха. Сказано, что даже лицезрение лица грешника гасит часть нура праведника. Поэтому не следует верующему находиться среди людей, непокорных Аллаху Газза ва Джаль. Слушая и произнося неподобающие речи, пустословя, человек опустошает свое сердце, и дела его расстраиваются:
«О, верующие! Бойтесь Аллаха и говорите только правду! Тогда Аллах улучшит ваши поступки и простит вам грехи. Кто покорен Аллаху и Его Посланнику, тот достигнет большого успеха» (сура «аль-Азхаб», аят :70-71).
24 дня до Рамадана: как правильно покаяться?
Очень сложно подниматься по духовной лестнице вверх и очень легко оказаться внизу. Поистине, грехи истощают духовность и питают нафс, из-за чего верующие теряют способность отличать благое от дурного. Этот недуг поразил сегодня многих. Как следствие, мы видим в образе жизни мусульман смешение дозволенного с запретным, которое стало восприниматься нормальным.
Соблюдение религии обрело больше мирской характер, нежели духовный. А поведение верующих мало чем отличается от поведения неверующих. Такая трансформация в восприятии религии происходит по причине духовной слепоты из-за оставления очищения сердца, которое равно оставлению прямого пути вовсе. Об этом свидетельствуют слова Посланника (мир ему), приводимые в «Аль-Муснаде»: «Вера раба не установлена прямо, пока не установлено прямо его сердце...».
Поэтому необходимо следить за состоянием своего сердца, оберегая его от грехов. Контролировать движение нафса, и при малейшем отклонении к мирскому и греховному спешить исправиться. Тогда, с дозволения Аллаха, духовный стержень верующего будет крепким, а ноги будут твёрдо стоять на прямом пути, называемом «Сырат аль-Мустаким».
Айна Замаева