«Они и раньше стремились (к тебе, чтобы) вызвать смуту (едва только ты пришел в Медину). Они искажали перед тобой дела (то есть строили козни, чтобы навредить тебе и твоей религии), пока не пришла истина (победа) и не выявилось повеление (религия) Аллаха, хоть это и не нравилось им» (Ат-Тауба, 48).
В риваяте, переданном от Ибн Исхаком от Зухри, Язида ибн Румана, Абдуллаха ибн Аби Бакра, Асыма ибн Умара ибн Катады и других, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ приказал мусульманам готовиться к военному походу против византийцев. Он приказал это в такое время, когда людям было тяжело отправляться в военный поход. Стояла сильная жара, созрели фрукты, а людям хотелось лишь укрыться в тени.
Читайте также: «Аллах не сбивает людей после того, как наставил их»
Поэтому им не хотелось лишаться комфорта и отправляться куда-то. Тем более, что раньше собираясь в поход, посланник Аллаха ﷺ никогда не говорил куда именно они отправляются, делая лишь намеки, или называл место, но отправлялся совершенно в другое, тем самым стараясь сохранить в тайне конечную цель их похода.
В этот раз все было наоборот, посланник Аллаха ﷺ сразу назвал место, куда они отправляются, потому что расстояние было очень большим, условия были совсем неподходящими для дальнего похода, а враг был очень силен и многочислен. Поэтому посланник Аллаха ﷺ назвал конечную цель похода, чтобы люди могли как следует подготовиться к предстоящему походу. Он приказал мусульманам готовиться к битве, сообщим им, что они отправляются в поход против византийцев.
Узнав о том, что они собираются выступать против византийцев, армия которых была очень многочисленной и сильной, люди с большой неохотой стали готовиться к этому походу. Но посланник Аллаха ﷺ приказал людям поторопиться, а богатых призвал к расходованию средств на пути Аллаха оказанию посильной помощи в обеспечении воинов всем необходимым.
Выйдя из Медины, посланник Аллаха ﷺ разбил свой военный лагерь на холме аль-Веда, а Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль разбил свой лагерь внизу в Зиль-Хидда у подножия горы Джабана. С точки зрения численности людей, его лагерь не уступал лагерю посланника Аллаха ﷺ.
Когда посланник Аллаха ﷺ, покинув свой лагерь, отправился в путь, Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль вместе с мунафиками и сомневающимися, остался на месте. Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль из племени Хазрадж, Абдуллах ибн Набталь из рода Амр ибн Ауф, и Рифаа ибн Язид ибн Табут из племени Бану Кайнука, были самыми главными мунафиками (лицемерами), всеми силами старавшиеся строить мусульманам ловушки. И вот в отношении них Аллах Всевышний ниспослал этот аят.