Порой верующих во время совершения намаза, начинает беспокоить навязчивая мысль – сомнение, будто у них отсутствует омовение, или они выполнили его неполноценным образом. Из-за этого человек либо вынуждает себя прервать молитву и обновить тахарат, либо он заканчивает её, но остаётся с осадком сомнения о действительности такой молитвы. Бывает, что некоторые люди никак не могут удовлетвориться и самим омовением.
Их мучает мысль, например, о недостаточности омовения рук до локтей, щиколоток или им кажется, что вода не дошла до всех участков омываемых частей. Им приходится вновь и вновь намываться, растрачивая воду впустую. Больше всего этим недугом страдают те, кто ещё недавно начал практиковать религию. У них мало знаний о её положениях, по причине чего они чаще испытывают неуверенность в своих действиях.
Подобные сомнения имеют название «васваса» – наущение шайтана. Потому как он пытается сбить человека с пути истины, отвлечь от прямой цели, показать лёгкое сложным, дабы верующий в итоге отказался от поклонения:
«Шайтан пугает вас бедностью, и внушает вам скупость и порицаемое. А Аллах обещает вам прощение и изобилие» (Тирмизи).
В исламе есть чёткое указание на то, как действовать при таких наущениях: игнорировать и поступать исключительно согласно веленому религией. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Намерение верующего лучше его деяний» (Табарани, «Аль-Муджамуль-кабир», V, 185). Значит, когда верующий на что-то вознамеривается, то это – его цель и ей он должен следовать, не отвлекаясь на посторонние вещи. Есть определённые действия при омовении. Если человек их совершил с намерением взять тахарат, то пусть знает, что этого достаточно. Всё остальное подлежит игнорированию. Сказал Пророк ﷺ: «Человек не будет отвечать за одолевающие его сомнения, пока он не станет действовать в соответствии с наущаемым или же не скажет о них вслух» (Бухари, 2528).
Знание и убеждённость в прямом пути гарантируют свободу от васваса. Но существует необходимость и в строгом соблюдении сунны нашего Пророка ﷺ. Нужно стремиться к выполнению религиозных адабов (духовной этики) наилучшим образом с соответствующим им трепетом. Это укрепляет внутренний стержень верующего, упорядочивает его жизнь (он всегда знает, что и как делать), добавляет ему нура (божественного сияния, света), который, освещая его путь, позволяет различать истину от лжи и наущений. Потому неправильно легкомысленно относиться к сунне, придавая ей второстепенное значение.
К примеру, часто можно наблюдать усердие людей в совершении омовения, но при этом они не обращают внимания на такие, сопутствующие ей духовные аспекты, как адаб относительно Каабы во время туалета, необходимость отделения отхожего места от места омовения (при объединённом санузле обязательно нужно закрывать крышку унитаза) и прочее.
Почему это так важно? Потому что туалет – место нечисти и грязи, а место, где совершается тахарат – это место получения нура (по сути, вершится великий акт!). Ведь Абу Хурайра (р.а) передал слова посланника Аллаха ﷺ: «Поистине, моя община в Судный день будет созвана с излучающими свет (нур) лицами, руками и ногами от следов омовения. Кто может умножить этот свет, пусть делает это» (Бухари, Муслим). Омовение за омовением мы должны прибавлять себе этот свет. Но возможно ли такое в отхожем месте?
Мусульманам следует научиться всегда пребывать с этим нуром – в состоянии омовения. Приучить себя тому, что для порчи тахарата есть специально отведённое место и, по возможности, делать это только там. Тогда эта привычка не только станет следованием сунне, но и убережёт от сомнений в наличии омовения во время намаза. Просто у всего должно быть своё место, а тахарат – это нур, который, согласно хадису, всегда сопровождает верующего: «Никто не соблюдает омовение, кроме верующих» (Ибн Маджа).
Васваса имеет немалое влияние и в других сферах жизни людей. Щитом против него является мольба к Аллаху, как сказано в суре «ан-Нас»: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей от зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей, от (наущения шайтана из числа) джиннов и людей». Шайтан не имеет власти над самим сердцем верующего. Он наущает «в груди людей», пытается оттуда забросить в сердце яд сомнений. Делает он это посредством сгустка крови (именуемым долей шайтана), что находится в сердцах. Всевышний очистил сердце Пророка ﷺ от этого влияния (ангелы не единожды раскрывали его грудь и омывали сердце пророка от этого сгустка), раскрыв его для веры. Избавил от тесноты сомнений, сказав: «Разве Мы не раскрыли твою грудь и не сняли с тебя ношу, которая отягощала твою спину?» (Инширах, 1-3).
Если сердце слабое, лишённое убеждённости и обладатель его не следует прямому пути, то шайтану легко внушать в него разного рода сомнения. Запретная пища, нахождение среди далёких от Всевышнего людей, отсутствие омовения и прочее так же усугубляют положение человека. К сожалению, сегодня много тех, кто живёт, совершенно не имея представления о жизни: откуда и куда идут, зачем? Они следуют то за одним предположением, то за другим, так и не достигая истины.
Шайтан заставляет блуждать их, постоянно ведя лживыми путями. Пророк ﷺ же определил для верующих стезю: намерение, а потом деяния согласно ему. Верующий имеет цель – довольство Аллаха и искренне вознамеривается на это с полной решительностью и знанием. Его деяния, начиная даже с простого омовения, совершаются на пути Всевышнего. Сердце же очищается и укрепляется постоянным зикром (поминанием Аллаха). Потому шайтан лишается возможности влиять на такие сердца.
Айна Замаева