В Благородном Коране Аллах Субханаку ва Тааля, говоря верующим о спасении, перечисляет их особенности:
«Поистине, верующие обретут успех – те, кто проявляет смирение в намазе, кто отворачивается от бесполезного [в словах и прочем], кто выплачивает закят, и кто защищает [от запретного] свои половые органы, кроме как от своих жен или невольниц [кроме тех, с кем интимные отношения разрешены], за что они не заслуживают упрека. А кто стремится к чему-то кроме этого [то есть, к половой близости с теми, с кем она запрещена], те – перешедшие [границы дозволенного]. Обретут успех те] Кто бережет отданное им на хранение и выполняет договоренности [как между собой, так и свои обязательства в отношении Аллаха], кто постоянен в своих намазах [и выполняет их своевременно]. Именно они [а не кто-то другой] – наследники, которые получат в наследство Фирдаус [высшие уровни Рая], где они останутся навечно» (Муминун, 1-11).
Обратите внимание на то, что Всевышний говорит о верующих, которые войдут в Рай, не просто как о верующих в Аллаха и в то, что Он ниспослал в откровении, а как о верующих, которые живут в соответствии со своей верой.
«И верующие, совершавшие праведные поступки – а Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей – они обитатели Рая. Они останутся там навечно. И Мы извлечем из их груди злобу [и в их сердцах не останется ничего, кроме любви и искренности, так как Рай не является местом проблем, причиной которых является ненависть и злоба], и под ними [под дворцами и деревьями] будут течь [райские] реки. Они [верующие] скажут [войдя в Рай]: «Вся хвала Аллаху, Который наставил нас на это [даровал нам веру, которая стала причиной попадания в эту обитель благоденствия]! И мы [сами] не были бы на истине, если бы Аллах не наставил нас. Поистине, посланники нашего Господа приходили [к нам] с истиной [и ее объяснением]». Им возвестят: «Вот Рай, который вы получили за то, что совершали [из хорошего в земной жизни]». Обитатели Рая обратятся к обитателям огня: «Мы убедились, что все обещанное нам нашим Господом [в качестве вознаграждения] – истина» (Аль-Араф, 42-44).
Рай в исламе
Райская жизнь изображена в разных частях Священного Корана. В Книге Аллаха описание Рая можно прочитать в сурах Рахман, Вакиа, Инсан и Гашия.
«А опередившие [остальных в совершении благодеяний] опередят [остальных в Раю]. Они – приближенные в Садах наслаждений [в Раю]. [Среди них] Много из первых [поколений], и немного – из последних. Они на расшитых [золотом] ложах будут полулежать лицом друг к другу. И будут их обходить вечно юные отроки с чашами, кувшинами и кубками [с напитком] из источников, от которого не болит голова и не мутится разум, и с фруктами на их выбор, и мясом птиц, которое они желают. [Их женами будут] Большеглазые гурии, подобные скрытым жемчужинам. Таково воздаяние за их поступки. Они не услышат там ни пустословия, ни греховных речей, а только слова: «Мир! Мир!» И те, кто справа... Что же с теми, кто справа? Они [будут находиться] среди деревьев [зизифуса], лишенных шипов, среди бананов с плодами [висящими] гроздьями, в распростертой тени, среди разлитых вод [текущих непрерывно и никогда не иссякающих] и многочисленных фруктов, которые не кончаются и [всегда] доступны. Они [обитатели Рая будут возлежать] на приподнятых ложах. Мы, поистине, сотворим их [райских женщин] заново и сделаем их девственницами, любящими [своих мужей] и равными [друг другу] по возрасту. Это – для тех, кто справа» (Аль-Вакыа, 10-38).
Обитателей Рая ждут не только материальные блага, но и высочайшие награды для души: правоверные мусульмане смогут увидеть Аллаха.
В Коране говорится и о том, что ждет в следующей жизни неверных и лицемеров: их прибежищем станет Ад.
«В этот день никто не будет говорить без Его [Всевышнего Аллаха] разрешения. И среди них [людей и джиннов, собранных в Судный день] будут как несчастные [неверующие, ожидающие наказания], так и счастливые [которым обещан Рай].Несчастные же [неверующие] – в Аду. Там они будут стонать и рыдать. [Неверующие] Останутся там [в Аду] навечно, пока существуют небеса и земля [вечной жизни, которые не имеют конца], если только твой Господь не пожелает иного [тогда один вид наказания для неверующих сменится другим]. Поистине, твой Господь делает, что пожелает» (Худ, 105-107).
Аллах в Благородном Коране очень подробно и много описывает обитателей Ада и что их ожидает еще.
«А те, кто слева… Что же с теми, кто слева? Они [окажутся] под горячим ветром и в кипятке, в тени черного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни облегчения. Поистине, они прежде жили в наслаждении, усердствовали в больших грехах и говорили: «Когда мы умрем и станем прахом и костями, разве нас можно будет воскресить? Или наших предков?» Скажи: «Поистине, как первые [поколения], так и последние будут собраны в назначенное время известного дня. Тогда вы, заблудшие, отрицающие [воскрешение и Судный день], непременно отведаете [плоды] дерева заккум. Вы наполните им [его плодами] животы и запьете их кипятком, как пьют мучимые жаждой верблюды». Таким будет их угощение в День воздаяния» (Аль-Вакыя, 41-56).
Также в Коране сказано, что Аллах не помилует неверных (Ан-Ниса, 168) и будет держать их подальше от себя (Мутаффифин, 15).
Не все знают, но оказывается для неверных и лицемеров жизнь в Аду вечна, для верующих грешников она временна. Тогда как Рай уготован только для верующих, и жизнь в нём вечна.
«В тот день [одни] лица будут сияющими, смеющимися и радостными. На [других же] лицах в этот день будет пыль, которая покроет их тьмой. Это будут неверующие грешники» (Абаса, 38-42).
Также в Коране описано, как обитатели Рая и Ада будут видеть друг друга:
«Поистине, он [Ад] – одна из великих бед, предостережение для людей, – для тех из вас, кто хочет идти вперед [к благу и Раю] или отходить назад [ко злу и Аду]. Каждый человек – заложник того, что он приобрел, кроме тех, кто справа. В [райских] садах они [пребудут], расспрашивая друг друга о преступниках. «Что привело вас в Сакар [Ад]?» Они [неверующие] скажут: «Мы не совершали намаз. Мы не кормили нищих. Мы пустословили вместе с теми, кто пустословил. Мы не верили в Судный день, пока не наступила убежденность [и это смерть]». Ничье заступничество не поможет им» (Аль-Мудассир, 35-48).
Правда ли, что людям облегчены те деяния, которые приведут их в Рай или Ад?
Кроме того, Аллах распорялся так, что обитатели Рая будут видеть своих бывших товарищей, попавших в Ад:
«Один из них скажет: «Поистине, был у меня знакомый. Он спрашивал: «Неужели ты веришь [в жизнь после смерти]?! Неужели же после того, как мы умрем и станем прахом и [истлевшими] костями, наступит воздаяние?!» [Затем] Он [говоривший] попросит: «Не посмотрите [в Ад, чтобы увидеть, что случилось с тем человеком]?» [Обитатели Рая] Посмотрят и увидят его в центре Ада. Он [говоривший] скажет [тому знакомому]: «Клянусь Аллахом! Ты чуть не погубил меня [едва не толкнул на путь неверия, который привел бы и его в Ад]! Если бы не милость моего Господа, то и я оказался бы там [в Аду]. [Затем говорящий обращается в радостном изумлении к другим обитателям Рая] Неужели мы никогда не умрем после нашей первой смерти [в земном мире]?! Неужели нас не будут наказывать?!» Поистине, это – великий успех! Ради такого [Рая и спасения от Ада] пусть трудятся труженики [совершая благие дела]!» (Ас-Саффат, 51-61).
Ад и Рай, описанные в Коране, в любом случае, воспринимается нами, земными существами посредством наших чувств, накопленных образов, того, что человек ненавидит или же наоборот любит больше всего.
«[Другие же] Лица [верующих] в тот день будут радостны. Они будут довольны своими стараниями [в земной жизни]. [Они пребудут] В высоком [райском] саду. Они не услышат там пустословия. Там – источник текущий. Там ложа поднятые. И чаши расставлены [вокруг райского источника]. [Там –] Подушки разложены. И ковры расстелены» (Аль-Гашия, 8-16).
«Поистине, праведники будут пить из чаши [райское вино] в смеси с камфарой. Это источник, откуда будут пить рабы [Аллаха]. [По своей желанию] Они будут заставлять его бить ключом. Они [праведники – это те, которые] исполняют обещания и боятся дня, зло которого будет всеохватным. Они дают пищу, которую любят [и сами в ней нуждаются], беднякам, сиротам и пленным. [Они говорят:] «Мы кормим вас только ради Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Ведь Мы боимся [наказания] Господа нашего в тот мрачный и суровый день». И Аллах защитит их от зла того дня. Он одарит их сиянием и радостью. Он вознаградит их за терпение [райским] садом и шелком. Возлежа там [в Раю] на ложах, они никогда не увидят ни солнца, ни стужи [не испытают ни жары, ни холода]. И склонится к ним тень [райских деревьев], и плоды их будут [им всегда] доступны. Их будут обходить [слуги] с сосудами из серебра и чашами из хрусталя – хрусталя серебряного, [наливая им] столько, сколько нужно. Поить их там будут из чаш [вином] в смеси с имбирем, из источника, который называется Сальсабиль. Их будут обходить отроки, юные вечно. Если бы ты увидел их, ты сравнил бы их с рассыпанным жемчугом. И если ты посмотришь, то увидишь там блаженство и огромную власть. На них зеленые одежды из нежного и плотного шелка. Они украшены серебряными браслетами, и поит их Господь чистым напитком. [И им говорят:] «Поистине, вот ваша награда! Ваше усердие принято с благодарностью» (Аль-Инсан, 5-22).
Это далеко не все описание обитателей Рая и Ада, подробнее можно почитать в самой Книге Аллаха. Однако, самое главное нужно всегда помнить, что будущая жизнь в ином мире – это не то же самое, что наша сегодняшняя мирская жизнь. И человек может лишь приблизительно понимать как это будет на самом деле. А Аллах знает лучше.
Зачем нас создал Аллах, если уже предопределено, кто попадет в Рай, а кто в Ад?
Амир Исламов