Если человек находясь в течение какого-то времени в группе людей, каждую ночь встает с ними на тахаджуд-намаз, тогда как находясь один, у себя дома, он не делает этого вообще, или делает крайне редко. Или же находясь рядом с людьми, которые постоянно держат нафиль-пост, этот человек также начинает соблюдать этот пост.
Видя их, стремление этого человека возрастает, и он, чтобы соответствовать им, начинает совершать те поклонения, которые в обычное время он никогда не совершал. Но в большинстве случаев сам человек воспринимает это как проявление рийа, и считает себя обязанным прекратить попытки соответствовать этим людям.
Конечно же нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что это рийа (показуха). Если подобное стремление возникает у человека вследствие наблюдения за теми, кто полностью обратился к Аллаху, отказавшись от сна и еды, и человек присоединяется к этим людям ради того, чтобы пробудиться от сна нерадивости. Или совершает эти виды поклонений из-за отсутствия препятствий, которые мешают ему делать это дома, например, наличие жены или невольницы, с которыми он вступает в интимную связь; мягкой постели сладкий сон на которой не позволяет ему встать на тахаджуд-намаз, или вкусная еда от которой он не может удержаться, чтобы соблюдать нафиль-пост, то в этом случае это не будет считаться рийа (показухой).
Наставление пятницы: какими глазами на меня будут смотреть другие люди?
Однако, если человек делает все это ради того, чтобы другие люди похвалили его, или чтобы они не сочли его ленивым или безвольным, и он совершает все эти действия чтобы не упасть в глазах других людей, и сохранить свое место в их сердцах, то вне всяких сомнений это будет рийа.
В этом случае шайтан говорит человеку: «Совершай намаз, ведь на самом деле ты очень искренний. Ты не мог совершать всех этих деяний находясь дома, из-за большого количества препятствий».
Если человек оказавшись рядом с другими людьми меняет свое привычное состояние и поведение, то это считается запрещенным. Так как он стремясь получить похвалу от людей, или порицание, и желая своей видимой покорностью Аллаху Всевышнему изменить мнение о себе в их глазах, становится ослушником перед Аллахом.
Разницу между стремлением к похвале и порицанию можно понять по состоянию нафса. Если нафс человека, находящегося в месте, где другие люди не могут его видеть, спокойно относится к тому, что этот человек в одиночку совершает намаз и соблюдает пост, то это ихляс.
Важно знать: Понятие "Нафс" в доктрине ислама
Если же нафс (эго) человека в такой ситуации испытывает беспокойство из-за того, что другие люди не узнают о совершенном им поклонении, то это уже рийа. Также одним из действий, находящихся на грани между рийа и ихлясом, является прибегание к защите Аллаха от зла шайтана, а также истигфар в присутствии других людей. Так как человек действительно испугавшись зла шайтана или вспомнив о некогда совершенном грехе, может сделать это и ради показухи.
Поэтому для того, чтобы точно определить рийа ли это, или ихляс, необходимо контролировать свое сердце, как было описано выше. Если это делается только ради Аллаха, то следует продолжать делать это, в противном же случае необходимо отказаться от этого. Тоже самое касается и действий, совершаемых открыто.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Все фото: elements.envato.com