С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
«Гыра» - это арабское слово, которое означает «защиту» или «ревность». Мужчина, оберегая свою жену или сестру, не желает, чтобы другие мужчины смотрели на них. Это естественное чувство для мужчины, которым наделил его Аллах. Посланник Аллаха (ﷺ) поощрял этот вид ревности.
Асма бинт Абу Бакр (р.а.) говорила: «Когда аз-Зубайр (р.а.) женился на мне, у него не было ни имущества, ни раба. У него вообще ничего не было, кроме лошади. Я занималась тем, что кормила его лошадь, ухаживала за ней, выгуливала ее, молола для нее вымоченные финиковые косточки, которыми кормила, поила водой и расчесывала ей гриву. Также я месила тесто, но у меня не получалось хорошо печь хлеб, и мне помогали мои соседки из ансаров. Это были очень хорошие и честные женщины. Я носила косточки с участка аз-Зубайра, который был выделен ему посланником Аллаха (ﷺ). Каждый день я ходила на расстояние двух третей фарсаха, неся корзину с косточками на голове. Однажды по пути я встретила Пророка Мухаммада (ﷺ), идущего в окружении своих сподвижников. Он (ﷺ) предложил мне сесть на верховое животное, но я постеснялась идти вместе с мужчинами, вспомнив аз-Зубайра и его ревность, ведь он был одним из самых ревнивых людей.
Посланник Аллаха (ﷺ) понял, что я стесняюсь, и они пошли дальше. Когда я рассказала об этом аз-Зубайру, он сказал: «То, что тебе приходится носить эти косточки, тяжелее для меня чем, если бы ты села верхом». После этого Абу Бакр (р.а.) дал мне слугу, который избавил меня от необходимости смотреть за лошадью. Я чувствовала себя так, словно он освободил меня из рабства» (Бухари, Муслим).
Такова была скромность и достойный нрав Асмы. Она проявила застенчивость и заботу о чувствах своего мужа. Асма знала, что ее муж ревнив, и не хотела расстраивать его и не приняла помощь Пророка (ﷺ), несмотря на то, что он был самым чистым из всех мужчин. Аз-Зубайр же, несмотря на свою ревность, не хотел причинить своей жене неудобств. Это пример прекрасных отношений. Хвала Аллаху!
Сообщается, что Господин Мухаммад (ﷺ) сказал: «Аллах любит тех своих рабов, которые ревнуют своих махрамов к намахрамам» (Джамиус-Сагыр, 2/1078).
«Ревность махрамов – от веры. А измена – это лицемерие» (Джамиус-Сагыр, 3/2804).
В Коране говорится:
«Они одеяние для вас, а вы - одеяние для них» (аль-Бакара,187).
Этот аят указывает на то, что супруги являются покрывалом друг для друга, укрывающим их от запрещенного. Одной из основных составляющих этого покрывала, является ревность.
Если мужчина ревнует свою жену, не желая, чтобы она вызывающе одевалась и общалась с незнакомыми мужчинами, то это является хорошей чертой. Так как Аллах сказал в Коране:
«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд [при виде того, на что им нельзя смотреть] и оберегали свои половые органы [от запретного]. Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди [покрывая голову, шею и грудь] и не показывают свою красоту [то есть, все тело, кроме лица и кистей рук] никому, кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть [мусульманки] не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают» (ан-Нур, 31).
Но мужчина должен быть умерен в своей ревности. Абу Дауд, Насаи и Ибн Хиббан передают следующий хадис: «Всевышний Аллах, Слава Ему, ненавидит чрезвычайную ревность мужа по отношению к своей жене, когда у него нет причин сомневаться в ней».
Чрезмерная «опека» мужа за праведной женой может привести к тому, что люди будут подозревать ее в совершении грехов и приписывать их ей. Али ибн Аби Талиб (р.а.) говорил: «Не будьте слишком ревнивы, чтобы не испортить репутацию своей жены».
Чрезмерная ревность приводит к тому, что муж начинает шпионить за каждым шагом своей жены, постоянно подозревая ее в совершении плохого.
Муслим со слов Джабира (р.а.) передает следующий хадис: «Пророк (ﷺ) запрещал мужчине приходить к своей семье, как неожиданный ночной гость, сомневаясь в ее верности и шпионя за ней».
«Остерегайтесь предположений, воистину, предположения самая лживая речь, и не следите друг за другом...» (Бухари, Муслим).
«О, верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех. И не шпионьте...» (аль-Худжурат, 12).
Таким образом, ревность мужа к своей жене вполне естественна, однако она не должна переходить дозволенные рамки и отвращать от себя жену. Ревность мужа к супруге должна идти на пользу религии обоих партнеров, а также улучшать взаимоотношения между ними.