«Они потребляют запретное»: что можно считать сплетней, а что нет?

Кто слушает осуждающего кого-то в его отсутствии, тот берет на себя часть греха совершения гыйбата – распространения сплетен. Что запрещено говорить, то запрещено и слушать. Аллах поставил рядом тех, кто ест харам пищу и слушающих недозволенные вещи.

В аяте сказано:

«Они внимательно слушают ложь и жадно потребляют запретное [имущество]» (Аль-Маида, 42).

Наш Пророк ﷺ дал такое толкование этому аяту: «Слушатель, о котором говорится в этом аяте, – один из двоих, совершающих гыйбат».

Правда ли, что людям облегчены те деяния, которые приведут их в Рай или Ад?

Досточтимый Абу Бакр (р.а.) и досточтимый ‘Умар (р.а.) однажды сидели рядом и говорили об одном человеке, что он подлый, низкий и скупой. Потом они попросили нашего Пророка ﷺ передать им приправу, чтобы поесть с хлебом. Однако наш Пророк ﷺ сказал им: «У вас уже есть приправа».

Когда те сказали, что у них нет приправы, он промолвил: «Вы осуждали такого-то человека за его спиной. Тем самым вы пожирали его мясо».

Здесь надо обратить внимание на следующее: злословил только один из них, но наш Пророк ﷺ осудил их обоих. Если тот, кто слушает гыйбат, не просит другого остановиться, то также окажется в грехе. Если он не может потребовать этого вслух, то хотя бы сердцем не должен соглашаться с этим. Если он, будучи в силах остановить совершающего гыйбат, не сделает этого, то совершит такой же грех, как и он.

Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет: «Говорить о непохвальных делах и поступках других с благой целью не считается гыйбатом».

Имам аль-Газали рахимахуллахи перечисляет шесть таких целей:

1. Предостеречь мусульманина от дурных поступков и от греха. Когда видишь, что глубоко верующий человек водит дружбу с порочными людьми, то можно рассказать этому человеку, что те люди развратны. В этом нет ничего плохого.

Может быть, это случилось из-за присущей ему завистливости. Или шайтан показал их ему хорошими. В этом вопросе надо быть внимательными и не обижаться на тех, кто хочет тебе только добра. Поэтому автор считает: чтобы уберечь человека от людского зла, ему нужно показать настоящее лицо порочных людей.

Наш Пророк ﷺ говорил: «Неужели вы отказываетесь поведать о порочном челове ке? Расскажите о нем, и пусть каждый знает, какой он, и избегает его».

«Это последствие моего бездействия»: история о трех рыбках

2. Кто подвергся несправедливости, тот в суде может сказать председателю суда всю правду, чтобы отстоять свои права. Наш Пророк ﷺ говорил: «Кто прав, тот имеет право говорить».

3. С целью воспрепятствовать совершению греха и повернуть на путь истины непокорного человека, рассказав о его прегрешениях. Досточтимый ‘Умар радыяллаху ‘анху, проходя мимо почтенного ‘Усмана радыяллаху ‘анху, или же Тальхи радыяллаху ‘анху, поприветствовал его, но не услышал ответного приветствия. ‘Умар радыяллаху ‘анху тотчас сказал об этом хазрати Абу Бакру радыяллаху ‘анху. Он сделал это с целью поправить положение. Это не считается гыйбатом.

4. Если человек открыто совершает грех и всем рассказывает о совершенных им грехах, то говорить о его грехах другим в его отсутствии не будет гыйбатом. Наш Пророк ﷺ сказал: «Говорить за спиной человека, сбросившего с лица завесу стыда, не будет гыйбатом».

Говорить об этих троих не считается гыйбатом: о несправедливом правителе, о сторонниках бид‘ата, о человеке, который всем рассказывает о своих грехах.

На это указывает такое высказывание Мусаннифа рахимахуллахи: «Говорить о человеке, оторвавшемся от истины, открыто совершающем грехи и рассказывающем об этом другим, не будет гыйбатом».

Почему Абу Бакр (р.а.) 12 лет ходил с камешком во рту?

5. Если человек известен каким-либо своим физическим недостатком, как слепота или хромота, то не считается гыйбатом говорить о нем, например, так: «Он передал мне это от хромого».

6. Человеку, к которому приходят за получением фетвы, следует сообщать о недостатках. К примеру, женщина приходит к муфтию и говорит: «Мой отец (или мой муж) несправедлив ко мне. Как я могу уберечься от этого?» Это не будет считаться гыйбатом. Однако на такие темы лучше не говорить открыто. То есть лучше использовать такие выражения: «Что вы скажете человеку, терпящему несправедливость со стороны отца или мужа?» В то же время, нет ничего зазорного и в том, чтобы в таких случаях сообщить обо всем откровенно.

«Ширатуль ислам. Ахляк и адабы ислама»

Социальные комментарии Cackle