Фото: VectorMine / shutterstock.com
Вся слава и восхваления Аллаху, Который создал миры из ничего и воспитал нас. Пусть Всевышний ниспошлет свои благословения и мир на Своего истинного Посланника, верного пророка, Его благородного раба Мухаммада сыну Абдуллаха, на его семью и сподвижников.
Ислам призывает к чистоте как телесной, так и духовной, однако духовная чистота важнее телесной. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«…в день, когда (никому) не принесет пользу ни богатство, ни сыновья, 89. но (легко будет тем), кто предстанет перед Аллахом с чистым сердцем» (Аш-Шу‘ара, 88 – 89).
Он многократно обращает внимание в Своей Книге на сердце. Наш любимый пророк Мухаммад ﷺ сказал в одном из своих хадисов: «Поистине, в Судный день Аллах не будет смотреть на ваши тела и ваши облики, но будет смотреть на ваши сердца» (Муслим).
Также Аллах предостерегает от духовных недугов, поскольку они наносят вред личности и обществу, и в таких случаях повелевает читать суры исти‘азы (прибегнуть к защите):
«Скажи [о Мухаммад]: «Я прибегаю к защите Господа зари, От зла всех Его творений. И от зла ночи, когда она наступает. И от зла дующих на узлы. И от зла завистника, когда тот завидует» (Аль-Фаляк, 113).
Лучший день для садака: подари Диляре шанс на здоровое будущее
Среди людей широко распространены многочисленные духовные болезни: злоба, зависть, ложь, ненависть друг к другу и другие. Если люди, как учит известный хадис, не желают своим братьям того, чего желают себе, то от этих болезней сердца не избавиться.
Одной из самых страшных болезней среди таких недугов является зависть или злоба. Из-за этого качества человек причиняет вред как себе, так и другим. Завистливый человек испытывает злость к другим, радуется, когда с ними случается беда, и печалится, когда везет.
Как нам известно, первый грех среди людей на земле был совершен именно из-за этого качества. Сын Адама (а.с.) Кабиль, позавидовав, убил своего родного брата Хабиля. Это значит, что зависть открывает путь к другим грехам и начинается, прежде всего, с близких, друзей и соседей.
Завистливый человек никогда не сможет принять превосходство близкого над собой. Ему не понравится, что имущество, сила, знания, положение, работа его брата, родственника, соседа лучше его собственных. Поэтому, если отношения между такими близкими людьми плохие, в первую очередь следует искать причину в зависти.
Фото: Antlio / shutterstock.com
Что касается причин зависти, во-первых, это чувство возникает из-за неправильного понимания предопределения, имен и качеств Аллаха. Благочестивый человек не испытывает зависти или неприязни к другим людям, потому что он знает: все связано с качествами Аллаха – Аль-‘Алим (Всезнающий) и Аль-Хаким (Мудрый).
Вторая причина зависти – высокомерие и гордыня. Завистливый человек не любит, когда видит у других что-то лучшее, особенно если сам не может этого достичь.
В Коране приводится такой аят:
«Они также спрашивали: «Почему этот Куръан не был ниспослан важному человеку из двух городов [Мекки и Таифа]?» (Аз-Зухруф, 31).
Также Всевышний Аллах говорит в следующем аяте:
«И так [делая материальное благосостояние и общественное положение людей разным] Мы испытываем одних посредством других, чтобы они [неверующие богачи] сказали [о мусульманах-бедняках]: «Неужели Аллах оказал им большую милость, чем нам?» А разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен [Ему]?» (Аль-Ан‘ам, 53).
Третья причина – это любовь человека к лидерству и желанию быть первым, стремление занять ведущее место в какой-либо сфере.
Фото: fran_kie / shutterstock.com
Четвертая причина – это гнев на предопределение Аллаха. Человек завидует благам, которые Аллах даровал другим, даже если у него самого их много.
Пятая причина заключается в скрытности и скупости человека. То есть, человек желает, чтобы у других не было благ, завидует, видя у других что-то лучшее, и смотрит на чье-то более богатое или счастливое существование с завистью. Когда такой человек видит, что кто-то обладает какими-то мирскими благами, у него возникают мысли: «Почему это есть у него, а у меня нет?» или «Пусть у него это закончится, а у меня появится».
Ученые говорят о таком распространенном качестве: «Это опасная болезнь». Очень немногие могут избавиться от этой болезни, потому что человек по своей природе стремится быть выше других. Он создан так Аллахом. Многие борются с этой болезнью и преодолевают ее, а кто-то не борется и не желает этого.
Передают от достопочтенного Анаса бин Малика: «Однажды Пророк ﷺ, сидел со своими сподвижниками, сказал: «Сейчас через эту дверь к вам войдет человек, обрадованный Раем». И действительно, к нам вошел человек из ансаров. Это повторялось три дня подряд. После этого я последовал за этим братом и провел с ним три дня, но не увидел у него какого-либо особого поклонения, отличающегося от наших дел. Спустя три дня я рассказал ему о произошедшем, и он сказал мне: «У меня нет никакой злобы по отношению к другим мусульманам и зависти к тому, что дал Аллах».
Таким образом, зависть — это качество, возникающее из слабости человека.
Какие дуа читать, чтобы избавиться от зависти?
1. Чтение суры «Аль-Фаляк» (испрашивание защиты у Аллаха).
2. Сохранение богобоязненности. Богобоязненный человек не испытывает зависти и неприязни к другим людям и не радуется их горестям.
3. Проявление терпения к нелюбимым людям, не спорить с ними, не жаловаться на них и не говорить им слов, причиняющих вред.
4. Упование на Аллаха. Этот способ является самым сильным, потому что упование на Аллаха – это довольство тем, что предписал Аллах, признание того, что и плохое, и хорошее – от Него. Всевышний говорит в Священном Коране:
«Любая беда обрушивается [на человека] лишь с дозволения Аллаха. Он ведет [по истинному пути] сердце того, кто верит в Аллаха. И Аллах знает обо всем» (Ат-Тагабун, 11).
Фото: Andrey_Popov / shutterstock.com
5. Постараться не допускать плохих мыслей в сердце, не думать о них.
6. Когда приходит греховная мысль, немедленно раскаяться. Всевышний Аллах говорит так:
«И любая беда постигает вас [верующие] лишь за то, что вы сделали своими руками [из грехов]. Он прощает вам многое» (Аш-Шура, 11).
7. По мере возможности давать милостыню и совершать добрые дела. На самом деле, их влияние удивительно, и они защищают от различных бед и зависти.
8. Проявлять доброту к завистливым, злым и обижающим людям. Конечно, это самое трудное – чем больше зла видишь, тем большими добрыми делами нужно отвечать. Всевышний Аллах говорит так:
«Не равны хорошее и плохое [воздаяние за них будет разным]. Ответь [на зло] тем, что лучше [на невежество отвечай кротостью, а на грубость – терпением]. Тогда тот, с кем ты враждуешь, станет твоим близким другом. Но это [отвечать на зло добром] доступно только тем, кто терпелив. И это доступно только тем, в ком есть благо. А если шайтан тебя отталкивает [от блага], то прибегай к защите Аллаха. Поистине, Он – Слышащий, Знающий [абсолютно все]» (Фуссылят, 34-36).
9. Скрывать блага, которые могут вызвать зависть. Всевышний Аллах сказал о пророке Якубе (а.с.) следующее:
«И [приняв решение отправить их всех вместе, Якуб] сказал: «Сыновья мои! Не входите [в город] через одни ворота, а войдите через разные ворота. Я [советуя вам принять эти меры предосторожности] ничем не смогу избавить вас от [предопределения] Аллаха. Решение принимает только Аллах [и только Ему принадлежит вся власть в мире]. Только на Него я полагаюсь [во всех своих делах], и пусть только на Него полагаются все» (Юсуф, 67).
Также Пророк ﷺ в одном из хадисов сказал: «Чтобы добиться успеха в своих делах, просите помощи скрытно, ибо, поистине, зависть поражает обладателей благ».
Пусть наш Господь дарует всем нам очищение сердец, счастливую жизнь в изобилии и благоденствии, и достижение счастья в обоих мирах!
Ильмир хазрат Хасанов