Фото: Khosro/ shutterstock.com
В исламе понятие нафс занимает особое место, но часто вызывает путаницу. Многие ошибочно считают нафс душой человека, однако в исламской традиции оно обозначает нечто иное – животную природу, с которой каждый мусульманин должен вести борьбу.
Опираясь на Благородный Коран, хадисы пророка Мухаммада ﷺ и мнения мусульманских ученых, эта статья раскроет суть нафса, его отличие от души (рух) и важность контроля над ним для современного мусульманина.
В исламе нафс не является душой в привычном смысле. Душа, или рух, – это божественный дар, высшая духовная сущность, связывающая человека с Аллахом. Нафс же представляет собой животную часть человеческой природы, где сосредоточены низшие страсти, эмоции и инстинкты. Это эго, которое толкает к гневу, жадности, похоти, лени и эгоизму. Священный Коран описывает нафс как нечто, требующее очищения:
«Клянусь… И душой (нафс) и Тем, кто придал ему соразмерность, и дал ему [человеку] понимание греха и набожности. Поистине, преуспел тот, кто очистил ее [душу], и потерпел убыток тот, кто запятнал ее [грехами]» (Аш-Шамс, 4-10).
Нафс противопоставляется разуму (акль) и руху. Разум – это способность человека различать добро и зло, а рух — связь с божественным. Нафс же действует как внутренний враг, подталкивающий к греху, если не контролируется.
Исламские ученые, такие как имам Аль-Газали, разделяют нафс на три уровня: нафс аммара (приказывающая к злу), нафс лаввама (упрекающая) и нафс мутаима (спокойная, очищенная). Эта борьба — часть «джихада ан-нафс», великого внутреннего джихада.
Понятие "Нафс" в доктрине ислама
Фото: Cristina Conti/ shutterstock.com
Борьба с нафсом – одна из главных задач мусульманина. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Величайший джихад — это джихад против себя самого» (Байхаки). Это не значит подавлять естественные потребности, а направлять их в русло, угодное Всевышнему.
Примеры из Священного Корана иллюстрируют эту борьбу. Пророк Юсуф (а.с.), столкнувшись с соблазном Зулейхи, сказал:
«Господи! Тюрьма [которой меня пугают] мне милее того, к чему они меня склоняют. Если Ты не защитишь меня от их козней, то я [не выдержу и] уступлю им и окажусь в числе невежд [грешников]» (Йусуф, 33).
Таким образом он выбрал чистоту над страстью. Мусульманские ученые советуют преодолевать нафс через пост, молитву и размышления. Важно всегда помнить, что нафс не воспитывается теорией. Он исправляется только через практику.
Теоретическое знание недостаточно — нужны действия. Например, могут помочь следующие практические шаги: избегать гнева, контролировать язык и помнить о смерти, что перекликается с хадисом: «Часто поминайте разрушительницу удовольствий — смерть» (Тирмизи).
Важно различать нафс и рух. Душа (рух) — это божественный элемент, о котором Священный Коран говорит:
«И вдохну в него от Моего духа…» (Аль-Хиджр, 29).
Душа вечна и стремится к добру. Нафс же — временная, земная природа, склонная к греху. Это противопоставление подчеркивает, что успех мусульманина — в победе разума и руха над нафсом. Имам Аль-Газали в своем труде «Ихья улюм ад-дин» («Возрождение религиозных наук») объясняет, что нафс — как дикий конь, который нужно укротить через шариат и тазкия (очищение души).
Фото: Odua Images/ shutterstock.com
В современном мире, полном искушений — интернета, социальных сетей, материализма и стресса, — контроль над нафсом особенно важен. Гнев может привести к конфликтам, жадность — к несправедливости, а лень — к забвению молитв. Поэтому, где бы вы ни находились, остерегайтесь нафса. Это призыв к осознанности: избегать провокаций, контролировать эмоции и помнить о цели — довольстве Аллаха.
Некоторые практические шаги:
• Избегать гнева: сдерживайте себя, как учил Пророк ﷺ: «Сильный — не тот, кто побеждает в борьбе, а тот, кто контролирует себя в гневе» (Бухари).
• Контролировать язык, глаза и сердце: Избегайте сплетен и лжи, берегите от греха глаза и сердце руководствуясь Кораном:
«И не следуй тому, чего не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу [за совершенные поступки]» (Аль-Исра, 36).
• Всегда помнить о смерти: это напоминание о бренности мира и стимул к праведности.
Современные мусульмане сталкиваются с новыми испытаниями для нафса: зависимость от технологий, давление общества и искушения роскошью. Например, зависть к чужому успеху в соцсетях — это проявление нафса аммара. Борьба требует осознанного выбора: ограничить время в интернете, сосредоточиться на дуа и искать знания.
Таким образом нафс — не душа, а животная природа, с которой мусульманин должен бороться, чтобы очистить свое сердце.
Это джихад, требующий практики, а не только теории через книги и знания. Победив нафс, мы укрепляем разум и рух, приближаясь к Аллаху.
Хасан Умеров