Во времена потопа пророка Нуха (а.с.) после того, как прекратился дождь, и земля впитала воду, вершины гор вышли на поверхность. Каждая гора желала: «Пророк Нух причалит ко мне, я достоин этого». И только гора Джуди проявила скромность: «Я не удостоюсь того, чтобы ковчег причалил ко мне, нет горы хуже меня».
Ковчег Нуха с помощью Всевышнего Аллах причалил к горе Джуди. Джуди – гора близ города Нусайбин. В одном предании сообщается: во время потопа каждая гора гордилась: «Я высок, потоп не настигнет меня». А гора Джуди смирилась с судьбой. Всевышний Аллах уберег ковчег от потопа, и ковчег причалил к этой горе, и творения спустились на гору.
Не пропустите: Мурабата и 79 восхваляемых нравственных качеств мусульман
Мы видим, как удивительным образом Всевышний Аллах возвеличивает одних над другими за проявление смиренности ради Аллаха. Аллах Субханаху ва Та‘аля говорит:
«Неужели же они [отвернувшись от Ислама] ищут другую религию, помимо религии Аллаха, когда Ему покорны все, кто в небесах и на земле, как добровольно, так и по принуждению. И к Нему они будут возвращены [когда будут воскрешены после смерти]» («Алю Имран / Род Имрана», 3:83).
Так и сам посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах непременно возвысит того, кто станет придерживаться смирения ради Аллаха» (Муслим).
Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Садака никак не уменьшает богатства, Аллах не добавит (Своему) рабу (прощающему других) ничего, кроме славы, а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает» (Муслим).
Также передается, что перед событием Мираджа почтенный Пророк ﷺ совершил ночной намаз. Его благословенные глаза были окутаны сном, но благородное сердце было устремлено к Всевышнему Аллаху. Джибриль получил повеление спуститься к Пророку ﷺ.
Притча о мусульманине, подвергшемся наущениям шайтана
Перед этим, войдя в Рай, Джибриль (а.с.) увидел там сорок тысяч бураков. У каждого на лбу было написано благородное имя Мухаммада ﷺ. Но один бурак стоял в сторонке, опечаленный, со слезами на глазах и с опущенной головой. Он подошел к этому бураку и спросил, как у него дела.
Тот ответил: «Вот уже сорок тысяч лет, как я услышал имя Мухаммада ﷺ. С того времени я испытываю любовь к этому почтенному Пророку, и отказался от еды и питья». В сердце этого бурака Джибриль (а.с.) заметил огонь любви и поэтому выбрал его для Мухаммада ﷺ. Оттуда он явился в дом Султана обоих миров.
Достаточно ли в нас искренней веры в то, что мы ничем не лучше других, когда несмотря на всё, что даровал нам Аллах, мы всё равно продолжаем оставаться скромными и смиренными. Ведь есть ли у нас что-то, что мы обрели сами?
Когда глубоко в сердце человека заложено осознание, что все, чем мы обладаем, не что иное, как дарованное нам Создателем всего сущего, то как может человек возгордиться чем-то? Его красота, здоровье, имущество, положение, одеяния, пропитание – всё лишь от Всевышнего Аллаха.
Можем ли мы считать себя лучше другого потому, что другой не обладает тем благом, что даровано нам, высоким статусом, или быть может он менее красив, или не имеет особых талантов и т.д?
Украшением мусульманина является смирение и скромность. Ведь кто бы не проявлял смирение, тот всегда оказывался из числа возвышенных Всевышним Аллахом.
Читайте также: Все валится из рук, или почему так важно благодарить Аллаха
Что же может быть лучше проявления искренней покорности и смиренности ради Всевышнего Аллаха независимо от занимаемого положения, обладания или лишения тех или иных благ. Всё даровано нам как аманат лишь временно, и самое прекрасное, как мы можем проявить себя на пути обладания милостями Аллаха – это жить, совершая благое, проявляя покорность, и не пуская в сердце зерна гордости и надменности.
Ведь Сам Всевышний Аллах разъясняет нам награду за эти качества:
«Кто покорится Аллаху, совершая добро, тому награда – у его Господа [они и войдут в Рай]. Они не познают страха и не будут опечалены» (Аль-Бакара, 112).
«Поистине, верующие, совершавшие праведные поступки и проявлявшие смирение пред своим Господом, – они обитатели Рая. Они останутся там навечно» (Худ, 23).
Несмотря на трудности своей жизни или высокого положения, мы не должны позволять себе притеснение кого-либо или хвастовство. Порой человек и сам может не заметить, как обижает или проявляет надменность по отношению к другому. Это может проявиться даже незаметно для нас, например, в одном лишь взгляде, или намеренного оставления приветствия другого. А ведь если мы желаем достигнуть смиренности сердца, нам следует быть более внимательными к каждым нашим мыслям и поступкам.
Передают со слов ‘Ийада бин Химара (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах ниспослал мне откровение (сказав, что следует) вам проявлять смирение, чтобы никто не похвалялся перед другим и никто не притеснял другого». (Муслим).
«Господь наш! Сделай нас [искренне] покорными Тебе, а из нашего потомства [сделай] – общину, покорную [только] Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Поистине, Ты – Принимающий покаяние, Милующий» (Аль-Бакара, 128).
Фото: elements.envato.com.
Нигматуллина Миляуша