Искуплением за совершенный гыйбат послужит совершение истигфара за того человека, которого осуждали за спиной. И как можно скорее надо произнести эту дуа: «Аллаахумма гфир ляху вархамху ва таджаваз ‘анху вадж‘аль ма кульна каффаратен лизунубихи ва курбатен ва зульфа бирахматика йа архамар-рахимин».
То есть: «Йа Рабби! Прости и помилуй этого раба, будь к нему милостив. Прости ему его проступки. Всё сказанное нами о нем прими как искупление его грехов. О мой милостивый и милосердный Аллах!»
Хасан аль-Басри рахимахуллахи говорил, что достаточно совершить истигфар за того человека, которого осуждали за его спиной, не возмещая ему морального ущерба от совершенного гыйбата.
Доводом в пользу такого мнения Хасана аль-Басри рахимахуллахи скорее всего послужил хадис, в котором Анас радыяллаху ‘анху передал такое высказывание нашего Пророка ﷺ: «Твое искупление за осуждение человека за его спиной – это твоя молитва о его прощении» (Зайнуль ‘Ираки «Тахриджу ахадиси»; «Ихья ‘улюм ад-дин», 3/150).
«Они потребляют запретное»: что можно считать сплетней, а что нет?
Имам Мухаммад рахимахуллахи пишет, что искуплением за гыйбат станет, если помолиться с пожеланием добра этому человеку и похвалить его.
Шейх Гулябади рахимахуллахи приводит такое высказывание нашего Пророка ﷺ: «Если кто-то из вас осудил брата-мусульманина за его спиной, пусть попросит за него магфирата у Аллаха. Для него это станет искуплением» (Ибн Аби ад-Дунья; «Шарх аль-Машарик»).
В хадисе речь идет о таком случае, когда человек не знает, что его осуждают за его спиной. Если же до него дойдет известие о сплетнях про него, тогда нужно попросить у него прощения и сделать так, чтобы он не обижался. Я спросил у Абу Мухаммада рахимахуллахи: «Если человек, которого ты осуждал за его спиной, не узнал об этом, то будет ли польза от покаяния?»
Он ответил: «Да, будет. Если же тому человеку стало известно о твоем гыйбате, тогда твои слова станут грехом».
«Ладно. А если тому человеку станет известно после моего покаяния?»
«В этом случае покаяние не потеряет силу, и Аллах простит обоих. Совершившего гыйбат Аллах простит за его покаяние. Кого осуждали за спиной, тот будет прощен из-за причиненных ему неприятностей» («Равдатуль-‘Уляма»).
Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет: «Совершившему гыйбат следует покаяться и сделать следующие две вещи. Во-первых, глубоко раскаяться и принести покаяние за совершенный гыйбат, сильно переживать и признавать перед Аллахом свою неправоту. Во-вторых, постараться вернуть себе расположение того человека, которого осуждал за его спиной, и таким образом вернуть ему долг.
Если хочешь покаяться в совершении гыйбата, то нужно пойти к тому человеку, о котором злословил, и сказать ему: «Всё сказанное мною было неправдой, я был несправедлив к тебе. Теперь же я пришел к тебе. Если захочешь, можешь потребовать от меня возмещения морального ущерба. Прости меня, если сможешь» («Ихья ‘улюм ад-дин», 3/1500).
Почему Абу Бакр (р.а.) 12 лет ходил с камешком во рту?
«Ширатуль ислам. Ахляк и адабы ислама»