Как-то раз на заре исламской истории некий человек спросил мусульманина:
"Что же дал вам Ислам, чем он привлек вас?"
Мусульманин ответил ему:
«Мы были жестокими и немилосердными людьми, мы убивали новорожденных дочерей, мы враждовали друг с другом. Мы любили спиртное и азартные игры. Мы не видели проблемы в том, чтобы солгать или украсть. Но Ислам сделал нас братьями, внушил нам справедливость и честность, милосердие и сострадание».
Посланник Всевышнего (мир ему) о цели своего прихода к людям говорил, что он был послан для усовершенствования нравов. Кто-то может спросить: "А почему же он не сказал о том, что он пришел, чтобы указать людям на необходимость верить в Единого Бога и отказаться от поклонения идолам?"
Но если вдуматься, то эти две вещи – вера в Бога и благой нрав – всегда упоминаются рядом. Если человек искреннее поклоняется Богу, он стремится к тому, чем Он доволен, и избегает всего, что Ему не угодно. А угодны Всевышнему именно люди с благим нравом – честные, справедливые, милосердные.
Недаром в Коране вера и совершение благих дел всегда упоминаются рядом:
«А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно» (Сура "аль-Бакара", аят 82).
«Воистину, тех, которые уверовали и творили праведные деяния, Господь поведет верным путем за их веру» (Коран Сура "Юнус", аят 9).
«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (Сура "Марьям", аят 96).
Именно по делам, которые совершает человек, окружающие понимают, верующий он, или только называется таковым. Сколько бы человек не уверял окружающих, что он – праведный мусульманин, ему никто не будет верить, если люди не увидят в его поступках благого нрава верующего.
Если обратиться к примерам из жизни, то прекрасным образцом благого нрава является для верующих сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего). Именно с него нам следует брать пример правильного отношения к окружающим.
«Был для вас (о, верующие) в посланнике Аллаха [в его словах и поступках] прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и поминает Аллаха много» (сура "аль-Азхаб", аят 21).
Посланник Аллаха (мир ему) был образцом совершенства в поведении. Когда человек обращался к нему, он поворачивался к нему и внимательно выслушивал его. Если человек пожимал ему руку, он отпускал ее последним. Если он беседовал с кем-то, то он последним заканчивал разговор.
Какие же качества должен воспитывать в себе мусульманин, чтобы считаться благонравным и праведным человеком?
1. Истинно верующий всегда вежлив, он не повышает голос, не бранится и никого не проклинает – подражая в этом своему Пророку (мир ему), о котором передается:
«Пророк (мир ему) никогда не ругался, не вел себя непристойно и никого не проклинал. Если кто-то заслуживал упрека, говорил: «Он оступился - как же так случилось?» (Бухари).
2. Настоящий верующий умеет вести себя одинаково – что на людях, что дома, со своими близкими. Он не считает, что, поскольку дома его никто не видит, здесь можно расслабиться и «побыть самим собой».
«Самый прекрасный из мусульман - тот, кто обладает прекрасным нравом. Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своим женам» (Тирмизи).
Праведная Аиша (да будет доволен ею Всевышний) рассказывала: «Посланник Аллаха (мир ему) любил мягкость во всех делах, был самым мягким, щедрым, много смеялся и улыбался».
3. Верующий человек всегда говорит правду – даже если ему это неприятно. Он не лжет даже в шутку, не приукрашивает свои поступки, не выдумывает и не хвастается.
«Правдивость приводит к праведности, а праведность введет в Рай. И человек будет продолжать говорить правду, пока его не запишут перед Аллахом как правдивого человека. Ложь ведет к злобе и дурным поступкам, а они вводят человека огонь Ада. И человек будет продолжать лгать, пока его не запишут перед Аллахом как лжеца» (Бухари).
4. Верующий держит слово – и не разбрасывается пустыми обещаниями, чтобы красиво выглядеть перед окружающими. Поэтому прежде чем что-то пообещать, он всегда взвесит свои возможности, и, если видит, что не сможет сделать то, о чем его просят, сразу предупредит об этом, чтобы потом не прослыть лжецом и пустословом.
5. Обладающий благим нравом человек старается не обмануть чужое доверие – если друг, сосед или знакомый поделится с ним своей тайной, он не побежит выбалтывать другим его секреты. Такому человеку можно доверять – он не подведет. В этом он подражает примеру пророков:
Вот что говорит пророк Худ (мир ему) своему народу: «Я передаю вам послания моего Господа; я для вас – надёжный (заслуживающий доверия) советник» (сура "аль-Араф", аят 68).
6. Признаком благого нрава является стремление к миру и примирение людей. Если человек становится свидетелем ссоры, ему следует постараться примирить враждующих и помочь им наладить отношения:
«Поистине, верующие – братья. Так улаживайте же (отношения) между двумя вашими братьями (и тем более примиряйте, когда спорящих и враждующих больше) и остерегайтесь Аллаха (во всех ваших делах), – может быть, вы будете одарены милосердием (Аллаха)» сура "аль-Худжурат", аят 10).
Ради примирения враждующих друзей – или ссорящихся супругов, наша религия разрешает сказать неправду. Можно сказать, к примеру, каждому из находящихся в конфликте – «А ты знаешь, как тот человек (с которым он в ссоре) тебя уважает и как хорошо о тебе всегда отзывается? Он очень жалеет о вашей ссоре». То же самое можно сказать и другому участнику конфликта.
7. Верующему человеку присущи храбрость и мужество. Некоторым кажется, что эти качества необходимы только людям определенных профессий – военным или полицейским, пожарным или спортсменам. Но на самом деле мужество в обычной жизни необходимо так же, как и на войне.
Сказать правду – даже когда это может повредить вам, разве для этого не нужна храбрость? А заступиться за человека, которого несправедливо обидели и чьи права были нарушены – разве это не мужество? Для того, чтобы встать на утренний намаз, когда так хочется поспать, тоже нужна храбрость. Мы все нуждаемся в таком мужестве, чтобы приобрести благой нрав и следовать предписаниям нашей религии.
Пророк (мир ему) обучал людей особому дуа, где просил защиты от трусости и малодушия:
اَللّهُمَّ إِنِّيْ أَعُوْذُ بِكَ مِنَ الْعِجْزِ ، وَالْكَسْلِ، وَالْجُبْنِ ، وَالْهَرَمِ ، وَالْبُخْلِ ، وَأَعُوْذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ، وَأَعُوْذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ
Аллахумма аузубикя мин ‘иджзи, валь-кясли, валь-джубни валь-hарами валь-бухли, ва аузубикя мин ‘азабиль-кабри ва аузубикя мин фитнати ль-махья валь-мамати
«О, Аллах, я прибегаю к Тебе от слабости и лени, от скупости и малодушия, от тревоги и печали, и я прибегаю к Тебе от мучений могилы, и я прибегаю к Тебе от испытаний и невзгод жизни и смерти» (Бухари, Муслим).
8. Верующий человек щедр – он не отказывает в помощи нуждающемуся и не отворачивается от чужой беды. Он милосерден и сострадателен.
И наконец, чтобы приобрести благой нрав, следует обращаться к Всевышнему за помощью в этом деле. Есть особые дуа, которые читают для приобретения благого нрава:
Аллахумма, инни ас'алю-кя-ль-худа, ва-т-тука, ва-ль-'афафа ва-ль-гына
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благочестии, воздержании и богатстве».
Аллахумма, инни а'узу би-кя мин завали ни'мати-кя, ва тахаввули 'афийати-кя ва фуджа'ати никмати-кя ва джами'и сахати-кя!
«О, Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от прекращения Твоих благодеяний, и перемены (в том, что касается дарованного) Тобой благополучия, и внезапности Твоей кары и всего (того, чта может вызвать) Твой гнев!».
Подробнее: Дуа от безнравственности
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте: