«Я – слабый раб. И лучшее из того, что я сделал, это отказ от пустых разговоров»

Фото: Pressmaster/ elements.envato.com

Фото: Pressmaster/ elements.envato.com

Человек не должен заниматься пустословием, не должен говорить, предварительно не обдумав, не взвесив все за и против и не замесив хорошенько в своем сердце. Кто много говорит без нужды, тот теряет некоторые из своих умственных способностей. И очень часто этими словами он навлекает на свою голову горести и беды.

Анас радыяллаху ‘анху поведал: «Один раб, ставший мусульманином, погиб в сражении при Ухуде. У него к животу были привязаны камушки, чтобы облегчить чувство голода. Мать подошла к погибшему сыну, вытерла пыль с его лица. Затем она промолвила, обратившись к сыну:

– Сынок мой! Да будет Рай для тебя благодатным!

Наш Пророк ﷺ спросил:

– Откуда ты знаешь, что он станет обитателем Рая? Может, твой сын говорил на темы, которые его не касаются».

Фото: Ayman Zaid/ shutterstock.com

Фото: Ayman Zaid/ shutterstock.com

Напрямую в Рай попадут те, кто не будет подвергнут расчету. А кто занимался пустословием, тот будет спрошен за это. Даже если сказанные слова не были запретными, расчет будет трудным и утомительным. Это означает, что этот человек не сможет войти в Рай без задержки.

В хадисе, переданном от Мухаммада ибн Ка‘ба радыяллаху ‘анху, говорится: «Посланник Аллаха ﷺ  однажды сказал: «Кто войдет в эту дверь первым, тот станет обитателем Рая». И тогда первым в дверь вошел ‘Абдуллах ибн Салям радыяллаху ‘анху. Некоторые асхабы тотчас встали на ноги и начали выказывать ему свое почтение, сообщив ему благую весть. Его поспросили:

– Поведай нам о самом правильном твоем поступке, на который ты возлагаешь надежды!

Ибн Салям радыяллаху ‘анху промолвил:

– Я – слабый раб. И лучшее из того, что я сделал, это отказ от пустых разговоров».

История передачи сироты Мухаммада ﷺ на воспитание дяде Абу Талибу

Маврак аль-‘Иджли рахимахуллахи однажды сказал: «Вот уже целых двадцать лет я гоняюсь за одной вещью, но так и не смог этого добиться. И всё же я не перестану этого добиваться».

Присутствующие спросили: «Что же это?»

«Не использовать ненужных мне слов», – ответил он (Имам аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин» ).

Человек должен держаться подальше от стихов. В хадисе, переданном от Абу Хурайры радыяллаху ‘анху, сказано: «Лучше кому-то из вас наполнить свой желудок сукровицей, чем заполнять свою внутренность стихами» («Сахих» аль-Бухари, Адаб, 92; «Сахих» имама Муслима, Шиир, 7; «Сунан» Абу Дауда, Адаб, 95; ат-Тирмизи, Адаб, 71).

Некоторые ‘алимы считали данный хадис свидетельством того, что стихи являются макрухом, то есть запретными, хотя и допускаемыми шари‘атом. Другие ученые говорили о разрешенности заниматься стихами. Неприемлемым же является использование в стихах неприличных и лживых слов. Все прочие стихи допустимы, если они не отдаляют человека от поминания Аллаха и от Корана. Именно на это указывают слова «заполнять свою внутренность стихами».

Если стихи не мешают человеку совершать ‘ибадаты и поминать Аллаха, то в них нет ничего плохого («Шархаль-Машарик»).

Фото: Creativa Images / shutterstock.com

Фото: Creativa Images / shutterstock.com

Мягкосердечные по своей природе люди иногда используют в речи хоть несколько стихотворных строк. В хадисе, переданном от Убайи радыяллаху ‘анху, сказано: «В некоторых стихах содержится мудрость» («Сахих» аль-Бухари, Адаб, 90; «Сунан» Абу Дауда, Адаб, 95; ат-Тирмизи, Адаб, 69; «Сунан» Ибн Маджа, Адаб, 41).

Полезные слова спасают человека от незнания и глупости. К полезным словам также относятся и стихи, восхваляющие Аллаха и Его Посланника. Стихи в виде наставлений мусульманам тоже приносят пользу. Нет ничего зазорного в чтении таких стихов и рифмованной прозы. Это даже является мустахабом.

Может ли, что частое произнесение клятвы являться макрухом?

Шурайд ибн Сувайд радыяллаху ‘анху рассказывал: «В один из дней наш Пророк ﷺ подсадил меня на верблюда позади себя и сказал мне:

– Помнишь ли ты что-нибудь наизусть из стихов Умайи ибн Убайи Салта?

– Да, помню, – ответил я.

– Давай, читай! – попросил наш Пророк ﷺ.

Я прочел один бейт.

– Читай еще, – сказал он.

Я прочел еще один бейт.

– Читай еще, – сказал он снова. Так я прочел около ста стихов».

«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»

Социальные комментарии Cackle