Фото: Pressmaster/ elements.envato.com
Человек не должен заниматься пустословием, не должен говорить, предварительно не обдумав, не взвесив все за и против и не замесив хорошенько в своем сердце. Кто много говорит без нужды, тот теряет некоторые из своих умственных способностей. И очень часто этими словами он навлекает на свою голову горести и беды.
Анас радыяллаху ‘анху поведал: «Один раб, ставший мусульманином, погиб в сражении при Ухуде. У него к животу были привязаны камушки, чтобы облегчить чувство голода. Мать подошла к погибшему сыну, вытерла пыль с его лица. Затем она промолвила, обратившись к сыну:
– Сынок мой! Да будет Рай для тебя благодатным!
Наш Пророк ﷺ спросил:
– Откуда ты знаешь, что он станет обитателем Рая? Может, твой сын говорил на темы, которые его не касаются».
Фото: Ayman Zaid/ shutterstock.com
Напрямую в Рай попадут те, кто не будет подвергнут расчету. А кто занимался пустословием, тот будет спрошен за это. Даже если сказанные слова не были запретными, расчет будет трудным и утомительным. Это означает, что этот человек не сможет войти в Рай без задержки.
В хадисе, переданном от Мухаммада ибн Ка‘ба радыяллаху ‘анху, говорится: «Посланник Аллаха ﷺ однажды сказал: «Кто войдет в эту дверь первым, тот станет обитателем Рая». И тогда первым в дверь вошел ‘Абдуллах ибн Салям радыяллаху ‘анху. Некоторые асхабы тотчас встали на ноги и начали выказывать ему свое почтение, сообщив ему благую весть. Его поспросили:
– Поведай нам о самом правильном твоем поступке, на который ты возлагаешь надежды!
Ибн Салям радыяллаху ‘анху промолвил:
– Я – слабый раб. И лучшее из того, что я сделал, это отказ от пустых разговоров».
История передачи сироты Мухаммада ﷺ на воспитание дяде Абу Талибу
Маврак аль-‘Иджли рахимахуллахи однажды сказал: «Вот уже целых двадцать лет я гоняюсь за одной вещью, но так и не смог этого добиться. И всё же я не перестану этого добиваться».
Присутствующие спросили: «Что же это?»
«Не использовать ненужных мне слов», – ответил он (Имам аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин» ).
Человек должен держаться подальше от стихов. В хадисе, переданном от Абу Хурайры радыяллаху ‘анху, сказано: «Лучше кому-то из вас наполнить свой желудок сукровицей, чем заполнять свою внутренность стихами» («Сахих» аль-Бухари, Адаб, 92; «Сахих» имама Муслима, Шиир, 7; «Сунан» Абу Дауда, Адаб, 95; ат-Тирмизи, Адаб, 71).
Некоторые ‘алимы считали данный хадис свидетельством того, что стихи являются макрухом, то есть запретными, хотя и допускаемыми шари‘атом. Другие ученые говорили о разрешенности заниматься стихами. Неприемлемым же является использование в стихах неприличных и лживых слов. Все прочие стихи допустимы, если они не отдаляют человека от поминания Аллаха и от Корана. Именно на это указывают слова «заполнять свою внутренность стихами».
Если стихи не мешают человеку совершать ‘ибадаты и поминать Аллаха, то в них нет ничего плохого («Шархаль-Машарик»).
Фото: Creativa Images / shutterstock.com
Мягкосердечные по своей природе люди иногда используют в речи хоть несколько стихотворных строк. В хадисе, переданном от Убайи радыяллаху ‘анху, сказано: «В некоторых стихах содержится мудрость» («Сахих» аль-Бухари, Адаб, 90; «Сунан» Абу Дауда, Адаб, 95; ат-Тирмизи, Адаб, 69; «Сунан» Ибн Маджа, Адаб, 41).
Полезные слова спасают человека от незнания и глупости. К полезным словам также относятся и стихи, восхваляющие Аллаха и Его Посланника. Стихи в виде наставлений мусульманам тоже приносят пользу. Нет ничего зазорного в чтении таких стихов и рифмованной прозы. Это даже является мустахабом.
Может ли, что частое произнесение клятвы являться макрухом?
Шурайд ибн Сувайд радыяллаху ‘анху рассказывал: «В один из дней наш Пророк ﷺ подсадил меня на верблюда позади себя и сказал мне:
– Помнишь ли ты что-нибудь наизусть из стихов Умайи ибн Убайи Салта?
– Да, помню, – ответил я.
– Давай, читай! – попросил наш Пророк ﷺ.
Я прочел один бейт.
– Читай еще, – сказал он.
Я прочел еще один бейт.
– Читай еще, – сказал он снова. Так я прочел около ста стихов».
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»